Найти в Дзене

Тоннель. Субъективная заметка о романе Яны Вагнер

"Оказалось, самое страшное было как раз не умереть, а остаться последним. Понимаете? Когда все уже умерли, а ты еще нет." (Цитата)
С творчеством Яны Вагнер я познакомился впервые, если не считать сериал «Эпидемия», основанный на её романе. В выходные дочитал роман «Тоннель» и сегодня хочу поделиться своими субъективными впечатлениями о нём. В жаркий летний воскресный вечер поток, двигающийся из области в Москву, оказывается заточен в тоннеле. С обоих сторон закрылись гермоворота, связь не работает, помощь не приходит и нет ни малейшего понимания, что произошло и какие у этого будут последствия. Внутри этой ловушки оказываются несколько сотен абсолютно незнакомых людей, которым предстоит решить, как действовать дальше. Можно было бы сохранять спокойствие и покорно ждать помощи, но уже есть погибшие, сбежал преступник и у него, судя по всему, есть оружие, заканчиваются вода и пища. Хрупкое спокойствие даёт трещину. Женщина-чиновница пытается организовать людей: составить списки, распред

"Оказалось, самое страшное было как раз не умереть, а остаться последним. Понимаете? Когда все уже умерли, а ты еще нет." (Цитата)


С творчеством Яны Вагнер я познакомился впервые, если не считать сериал «Эпидемия», основанный на её романе. В выходные дочитал роман «Тоннель» и сегодня хочу поделиться своими субъективными впечатлениями о нём.

В жаркий летний воскресный вечер поток, двигающийся из области в Москву, оказывается заточен в тоннеле. С обоих сторон закрылись гермоворота, связь не работает, помощь не приходит и нет ни малейшего понимания, что произошло и какие у этого будут последствия. Внутри этой ловушки оказываются несколько сотен абсолютно незнакомых людей, которым предстоит решить, как действовать дальше. Можно было бы сохранять спокойствие и покорно ждать помощи, но уже есть погибшие, сбежал преступник и у него, судя по всему, есть оружие, заканчиваются вода и пища. Хрупкое спокойствие даёт трещину. Женщина-чиновница пытается организовать людей: составить списки, распределить воду и продукты, но ей активно мешают. Надо признаться, что она тоже действует не бескорыстно, а выполняя неведомые протоколы, чтобы выбрать тех, кого целесообразно забрать в бункер, который очень кстати и очень быстро находится в тоннеле её руководителем.

Вот как бы вы действовали, если бы оказались замурованными в тоннеле? Ну понятно, что сначала смиренно бы ожидали, что ситуация разрешится сама по себе. Потом, вероятнее всего, обследовали бы тоннель на наличие аварийных выходов или мест, где ловит мобильная связь. Удивительно, что эта здравая мысль посещает наших героев только ближе к концу романа. Можно подумать, что поиски прошли мимо нашего внимания и не увенчались успехом, однако потом выясняется, что дверей более, чем достаточно, единственное, что требуются определенные усилия (не героические, мягко говоря), чтобы их вскрыть. В романе же митингуют, строят баррикады, объединяются в группы и коалиции, пытаются вскрыть ворота, перебивая силовой кабель и усугубляя своё незавидное положение (перестаёт работать вытяжка и освещение).

При чём в туннеле во встречном направлении тоже собрались интересные homo sapiens. Их там меньше (в воскресенье вечером движение в сторону области менее интенсивное) и ситуация у них совсем другая. Они трескают арбузы, организуют досуг детей (чуть ли не футбольные матчи), но тоже не ищут двери, выходы или т.п. Когда к ним пробиваются люди с «нашей стороны», то они их даже не слышат. А они, между прочим, пробивались с помощью перфоратора, который, полагаю, в тоннеле слышен не хуже выстрелов.

Интересна форма повествования, особенно работа с именами героев. Каждый, наверное, попадал в ситуацию, когда оказался в большой группе людей, они представились, а ты не запомнил имена. Ты тогда именуешь их по каким-то отличительным признакам. В романе тоже много действующих лиц, и автор не утруждает нашу память их именами, а придумывает прозвища: Кабриолет, Лейтенант, Нимфа, семья Патриотов (из УАЗа-Патриота), Чиновница, Стоматолог и т.п. Сначала непривычно, а потом начинаешь хорошо ориентироваться.

При всей этой моей изобличительной критике и придиркам к здравому смыслу роман интересен. Это – срез общества в миниатюре. Кто-то в критической ситуации становится генератором идей, кто-то паникует, кто-то критикует, находятся радикалы, оппозиционеры и реакционеры, а кто-то смешивается в безликую серую массу. Каждый заботится о своей собственной заднице, но стесняется в этом признаться.

Я немного разочарован развязкой. На протяжении всей книги ты думаешь, а что, собственно, могло произойти за пределами тоннеля, генерируешь версии, ищешь их подтверждение в междустрочных интервалах на страницах книги. Поэтому, когда объяснение дают и оно, к сожалению, не соответствует придуманному тобой (ни зомби-апокалипсиса, ни атомной войны, ни извержения вулкана), следует фрустрация. Хотя подозреваю, что полностью удовлетворяющего всех объяснения придумать невозможно, а многозначительную недоговорённость оставить автору не позволила совесть.

Тем, кто не знает, что почитать, я советую присмотреться к этому роману. Я не сомневаюсь, что данное произведение в недалёком будущем будет экранизировано. Будет интересно посмотреть.