Найти в Дзене
Автомобильная Россия

Новый 4-цилиндровый дизель ЯМЗ. Рассматриваем со всех сторон и выясняем, куда будут ставить

Ярославский моторный завод активно включился в процесс импортозамещения и занимает освободившиеся ниши, после ухода недружественных брендов. Сейчас покажу вам новый дизельный двигатель ЯМЗ-535. Это рядная четверка рабочим объемом чуть более 5 литров. История появления 535-ого турбодизеля довольно интересна. По сути, это старший брат двигателя ЯМЗ 534. Оба мотора имеют схожий конструктив. Но есть и различия. После бегства иностранных производителей нашему машиностроению потребовался более мощный силовой агрегат, в схожих массово-габаритных параметрах. Сегодня оба турбодизеля выпускаются параллельно в Ярославле. Хотя в 2022 году уход того же BOSCH создал массу проблем предприятию "Автодизель". Но на сегодняшний момент ситуация кардинально изменилась. А теперь подробнее о новом моторе. Так рабочий объем дизеля ЯМЗ-534 составляет 4.4 литра, а у нового ЯМЗ-535 объем уже 5.1 литра. С объемом возросла мощность, плюс увеличился крутящий момент. Это удалось сделать за счет нового оригинального

Ярославский моторный завод активно включился в процесс импортозамещения и занимает освободившиеся ниши, после ухода недружественных брендов. Сейчас покажу вам новый дизельный двигатель ЯМЗ-535. Это рядная четверка рабочим объемом чуть более 5 литров.

-2

История появления 535-ого турбодизеля довольно интересна. По сути, это старший брат двигателя ЯМЗ 534. Оба мотора имеют схожий конструктив. Но есть и различия.

-3
-4

После бегства иностранных производителей нашему машиностроению потребовался более мощный силовой агрегат, в схожих массово-габаритных параметрах. Сегодня оба турбодизеля выпускаются параллельно в Ярославле. Хотя в 2022 году уход того же BOSCH создал массу проблем предприятию "Автодизель". Но на сегодняшний момент ситуация кардинально изменилась.

-5

А теперь подробнее о новом моторе. Так рабочий объем дизеля ЯМЗ-534 составляет 4.4 литра, а у нового ЯМЗ-535 объем уже 5.1 литра. С объемом возросла мощность, плюс увеличился крутящий момент. Это удалось сделать за счет нового оригинального кованного коленвала с большим радиусом кривошипа.

-6

Что касается впрыска, то теперь современные топливные насосы типа «Common Rail» производят на ярославском заводе топливной аппаратуры. После ухода иностранцев, оказалось, что своих комплектующих, отвечающих высоким экологическим стандартам, у нас нет. Ярославский завод дизельной аппаратуры (ЯЗДА) получил сотни миллионов рублей от Фонда Развития Промышленности, на закупку необходимого оборудования и выпуск импортозамещенных комплектующих.

-7
-8
-9

Можно поближе рассмотреть электронный блок управления двигателем. Он здесь крепится прямо к блоку цилиндров. Установлен блок российской компании «Итэлма». Конкретно на этом, представленном двигателе, стоит электронный блок МД-22.

-10
-11

Сейчас покажу вам импортозамещенные турбины, которые устанавливается на рядных 4-ках ЯМЗ.

-12
-13
-14

Ну и конечно топливные насосы, которые теперь производят в России. Здесь отдельный стенд, где можно рассмотреть отечественные комплектующие практически со всех сторон.

-15
-16
-17

Представлены два варианта российских ТНВД с различной производительностью. Одна версия с шестеренчатым приводом.

-18
-19

Кстати, сам двигатель заснял на выставке Агросалон 2024. Которая проходила в Крокус Экспо в конце года. Просто не мог пройти мимо такой красоты. Двигатель уже в серии. Масштабное производство стартовало, как раз с начала 2025 года.

-20
-21

А теперь плавно переходим к главному вопросу, куда же будут устанавливаться рядные 4-ки от ЯМЗ. И конкретно вот этот 535-ый дизель. Во первых, это вся среднетоннажная техника, грузовики, автобусы, погрузчики, трактора, спецтехника и даже комбайны.

-22

Если смотреть конкретно по моделям. То двигатель будут ставить на новый компактный УРАЛ-80, о котором я уже писал в прошлой статье.

-23

Так же силовые агрегаты появятся на автобусах ПАЗ Citymax 9 и ЛиАЗ-4292. Двигатель будут применять на 12-ти тонном ГАЗ Валдай с кабиной Foton. О нем я тоже писал.

-24

Что касается спецтехники, то уже точно известно, что двигатель появится на экскаваторах ЭксМаш. Возможно и на другой технике, о чем мы пока не знаем.

-25

А теперь подробнее о техническом устройстве двигателя. Итак, рядная 4-ка с турбонаддувом и интеркулером. 4-цилиндра, 16 клапанов, то есть по 4 клапана на цилиндр. Привод ГРМ шестеренчатый. Шестерня коленчатого вала приводит в действие шестерню распредвала и шестерню масляного насоса. Кроме того, шестерня распределительного вала приводит в действие шестерню ТНВД. В некоторых случаях передача не прямая, а через промежуточные шестерни. Шестеренчатый привод закрывается картером маховика. То есть блок шестерен стоит в задней части двигателя.

-26

Блок цилиндров чугунный, головка блока цилиндров монолитная, сразу на все 4 цилиндра. ГБЦ также чугунная. Диаметр цилиндра 110 мм, ход поршня 135 мм. Общая масса двигателя около 500 кг. В зависимости от модификации может быть чуть меньше или чуть больше.

-27

Мощность турбодизеля ЯМЗ-535 варьируется от 190 до 240 л.с. Крутящий момент от 760 до 882 Нм, соответственно. Недавно появилась газовая версия под индексом ЯМЗ-535-24. Такая модификация развивает 170 л.с., при крутящем моменте 600 Нм.

-28

Двигатель имеет непосредственный впрыск топлива и турбонаддув с системой охлаждения наддувочного воздуха типа воздух-воздух. Спереди установлены вспомогательные агрегаты: генератор, привод вентилятора с вязкостной муфтой и прочее, все это приводится в движение приводным ремнем. Силовой агрегат укладывается в экологические нормы Евро 5.

-29

Заявленный моторесурс двигателя, до первого капитального ремонта от 10 000, до 15 000 моточасов. Насколько это соответствует действительности, реальная эксплуатация покажет. Будем надеяться, что качество ярославских дизелей окажется на высоте. Ну и поставщики импортозамещенных комплектующих не подведут.