Александр Беленький – об абсолютном чемпионе мира Артуре Бетербиеве, которому сегодня исполнилось 40 лет.
Когда человеку исполняется сорок лет, этот день положено не отмечать, но хвалить этого человека никто не запрещал. И уж мы-то похвалим! Прежде всего, я должен изменить свое мнение относительно того, кто выиграл бой Бетербиев-Бивол. Но я этого делать не буду. Очень близкий бой. Официально выиграл Бетербиев. А кто неофициально – это уже второй вопрос, который чем дальше, тем меньше имеет смысла. А его имеет то, какой боксер Бетербиев был и есть. Тут есть роскошная возможность попускать ныне запрещенные петарды в воздух.
Я помню Артура с тех пор, когда он был еще очень молодым человеком. Тогда, как это ни кажется странным, у него была другая задача. Его все время засуживали на российских соревнованиях, и я был тем, кто об этом говорил. Но лучше я дам слово самому Бетербиеву из того давнего интервью, которое он давал в 2009 году: «В Самаре на чемпионате России после Олимпиады (в Афинах) я боксировал в 2004 году с Михаилом Галой. После первого раунда проигрывал восемь очков, хотя и в нокдаун его послал, и вообще боксировал неплохо, как такое может быть? Я и сейчас этого не понимаю. Я вообще очень хорошо готовился к тому чемпионату, и вот так все закончилось. Потом в следующем году в Магнитогорске опять такая же ситуация повторилась. Да это со мной и раньше бывало. Еще на первенстве мира по юношам в Баку в 2001 году. Мне за два раунда не дали ни одного очка. Может такое быть? А после второго раунда выкинули с ринга: там действовало правило перевеса в десять очков, после которого бой останавливали. Я там боксировал с Исмаилом Силахом из Украины. Ровно через пять лет с разницей в два дня я встретился с ним в том же зале на Кубке мира и победил нокаутом. А еще я его победил с преимуществом в 11 очков на чемпионате Европы».
Вы думаете, Артур Бетербиев что-то преувеличивает? Ничего подобного. Все так и было. Но он это преодолел. Это дорогого стоит. Помню свой разговор с нашим тяжеловесом Игорем Высоцким после одного такого боя. «Жалко, - сказал мне Игорь, - после таких боев боксеры часто ломаются». Но Бетербиев не сломался. Это был первый большой экзамен, который он сдал в своей боксерской карьере. Экзамен, который, скажу без обиняков, почти все заваливают. Дело здесь не в слабости характера. Точнее, к ней все не сводится. Дело в том, как ты борешься с несправедливостью мира. Именно несправедливостью, когда ты делаешь все, что надо, больше, чем надо, а мир поворачивается к тебе спиной. Кто знает это, тот меня поймет. Нигде, кроме как в боксе, это не бывает таким несправедливым и бесповоротным…
Потом Арнтур стал чемпионом мира по любителям в 2009 году и дважды чемпионом Европы в 2006 году и в 2010, но это было потом.
В 2013 году Бетербиев перешел в профессионалы. В своем двенадцатом бою он дрался за вакантный титул чемпиона мира по версии IBF в весе до 79,4 кг с немцем Энрико Келлингом. Этот бой был как поединок льва-Бетербиева с гну-Келлингом. Все знали, что у Артура страшенный удар, может быть, самый сильный в современном боксе относительно своего веса. А довольно могучий Келлинг знал это лучше всех. Он знал, кто перед ним, и знал, что пропускать от него – это не смерти подобно. Это сама смерть. Поэтому старался этого не допускать.
Келлинг выглядел таким напуганным, как и ожидалось. Точнее не напуганным, а суперосторожным. Он проигрывал все и мечтал лишь об одном: чтобы это все кончилось, но падать сам был не готов. Надо отдать ему должное. Он не обладал нокаутирующим ударом, и весь бой находился в положении человека, который машет мухобойкой перед слоном.
В 12 раунде, когда журналисты уже в душе написали, что Бетербиев выиграл бой по очкам, длинной серией, завершившейся левым боковым, Артур отправил Келлинга на пол. Тот встал. Но последующий напор Бетербиева с финальным правым боковым в голову, пусть частично по перчатке, отправил его на пол. Нокаут.
Келлинг в качестве соперника оставлял желать все-таки лучшего, и лучшее пришло в виде сильного и до того небитого белого британца Каллума Джонсона. В этом бою Бетербиев действовал, как всегда. В первом раунде Джонсон после правого апперкота Бетербиева попал в нокдаун. Джонсон после него очень тяжело вставал. Очень. А потом во втором раунде… оказался в нокдауне сам Бетербиев. Джонсон нанес мощнейший левый боковой, когда правой рукой Бетербиев сам перекрывал себе обзор. Повезло? Не знаю, может быть. Но этот нокдаун остается до сих пор в карьере Бетербиева единственным. Он встал, чуть оступившись, но встал и без больших проблем закончил раунд.
Третий раунд ушел на то, чтобы раздухарившегося от своей удачи Джонсона убедить, что произошедшее случайность. Понимал он тяжело, но все-таки понял. В четвертом раунде британец пропустил правый боковой. Поначалу ему самому казалось, что он встанет, но нет. Все шло кругом. Помост ринга под ним шатался, словно началось землетрясение. Он, все-таки пошатываясь, встал, но только когда рефери закончил счет.
Наверное, он сам этого не знал, но тогда Бетербиев сдал свой второй экзамен. У боксеров в ходу выражение «кто бьет, тот и падает». Означает оно, что хороший «бьющий» боксер, как правило, плохо держит удар. Справедливо оно? Я не знаю. Своими глазами видел как подтверждение этого правила, так и опровержение. Бетербиев, в частности, его опроверг.
Сдал он и третий экзамен. Правда, этот экзамен был больше не его, а наш. Попытаюсь это объяснить.
В 2018 году много шума наделала одна история. Со временем некоторые герои многое теряют. Так и в нашем случае. Был такой боксер чемпион мира по версии WBC в весе до 79,4 кг канадец Адонис Стивенсон. Вообще-то он был гаитянин Стивенсон Адонис, но сменив страну обитания и несколько профессий, включая сюда и профессию сутенера, проведя четыре года в тюрьме, он сменил еще и имя, поменяв местами имя и фамилию, и стал чемпионом мира по боксу. Он получил кличку Супермен. Сутенер Супермен! Ничего себе карьера? Но в боксе бывает и не такое.
С 2013 года по 2018 он был чемпионом мира по версии WBC в весе до 79,4 кг. Это очень долго по профессиональным меркам. К тому же почти всех своих соперников он нокаутировал, а среди них были и очень компетентные люди. Я смотрел его бои много раз. Ну, что сказать. Боксировать он умел, но это был очень обуженный бокс. Есть боксеры одной комбинации. Делая, по сути, одну и ту же серию ударов, они, бывает, становятся чемпионами мира. Стивенсон был еще более редким случаем. Он был боксером одного удара. Его он бил всегда – левый прямой (он был левшой), крайне редко переходивший в левый боковой. Но его он бил так хорошо, что если и не нокаутировал соперника, что случалось крайне редко, то превращал его жизнь в ужас.
И вот 1 декабря 2018 года он проводит бой с украинцем Александром Гвоздиком. Забудьте про счет. Он ничего не отражает, кроме крайней предвзятости судей. По судейским запискам, после десяти раундов Стивенсон выигрывал бой. У одного он вел 96-94, у другого – 98-92 (!), этот судья, я подозреваю, играл весь матч с кем-то из зрителей в крестики-нолики и редко отвлекался на ринг, и лишь у третьего судьи счет был равный 95-95. Но и он не отражает происходившего на ринге в тот день. Гвоздик выигрывал. Да, выигрывал. В конце одиннадцатого раунда он перешел в сплошную атаку стеной, Стивенсона замотало, Гвоздик провел сумасшедшую серию ударов из двадцати, и Стивенсон распластался по рингу. Это был не просто нокаут. Еще несколько месяцев у него были проблемы с передвижениями и с речью. Как сейчас – я не знаю.
И вот с этим человеком, с Александром Гвоздиком, должен был провести бой Артур Бетербиев. Что греха таить? Тогда и я посчитал Гвоздика чуть более реальным победителем, чем Бетербиев. До этого я все время фанатично поддерживал Артура.
Бой Бетербиев-Гвоздик состоялся 18 октября 2019 года. Да, мы с любительских времен знали, что сильнее Артура никто не бьет и вообще он отличный боксер, но сказать, чтобы шансы Гвоздика были равны нулю? Нет, язык не поворачивался.
Мне все стало ясно в начале боя. За кого я болел? За Бетербиева. Просто потому, что его я лично знаю, а Гвоздика – нет. Было видно, что он потрясен силой Бетербиева, а тот его – нет. Что-то пытается, что-то делает, но в глубине души знает, что это бесполезно.
К середине боя Гвоздик немного очухался. Стал действовать как-то осмысленно. Перекрывался, защищался, благо чувство дистанции позволяло, бил в ответ. Но это было, как пытаться утолить жажду слишком малым количеством воды. Воды уже нет, а жажда – вот она.
Конец наступил в 10 раунде. Бетербиев наращивал обороты, смял защиту и делал, что хотел. Как-то даже не помню, что делал Гвоздик. Спасался, наверное. Трижды упал в этом раунде, и бой остановили.
Любопытно, что судьи сработали в этом бою так же, как во все том же бою Гвоздик-Стивенсон. Только симпатизировали на этот раз Гвоздику. Позже я с удивлением узнал, что на момент остановки встречи на двух картах вел Гвоздик – 84-87 (необъяснимо) и 85-86. Третий судья, по-моему, считал объективно – 87-83 в пользу Бетербиева. Посмотрите крайние точки зрения – 84-87 одному и 87-83 другому. Причем, правда здесь не посередине, а именно там, где 87-83, ну, или рядом.
Это был, как я уже говорил, третий экзамен Артура Бетербиева, сдав который к поясу IBF он получил пояс WBC.
Он защищал титул много раз. В июне 2022 года он получил пояс WBO, нокаутировав вообще-то хорошего боксера Джо Смита во втором раунде. На экзамен этот бой не тянул. Он вообще ни на что не тянул. Хотя до этого, в 2019 году, Смит проиграл по очкам Дмитрию Биволу, чемпиону мира в весовой категории до 79,4 кг по версии WBA. Для полноты коллекции Бетербиеву именно его и не хватало. Начались переговоры. Они то затихали, то разгорались вновь. Здесь была своя специфика. Тогда у нас было только два чемпиона: Бетербиев и Бивол. Если устроить бой между ними, то останется один. Нужно это нам? По-моему, не очень.
В прошлом году на боксерской сцене стал играть все большую роль еще один игрок – Саудовская Аравия. Постепенно стало ясно, интересы боксеров при поддержке саудитов возобладают. Первоначально бой был назначен в Эр-Рияде 1 июля прошлого года, но потом из-за травмы Бетербиева был перенесен на 12 октября. Тогда он и состоялся.
Результат? Вы его знаете. Близкая победа Бетербиева по очкам. О самом бое вы можете прочитать вот здесь https://dzen.ru/a/ZwtEJUXW1yyqEDG-
Но независимо от того, кто, как вы считаете, победил в этой встрече, одно несомненно: Бетербиев сдал свой четвертый экзамен. Он показал, что может вести бой с любым соперником. Понимаете, с ЛЮБЫМ. Если у кого-то были в этом сомнения, то сейчас их пора переправить в свой заднесюртучный карман, и никому не показывать. И даже не говорить об этом.
22 февраля этого года у них будет повторный бой, и в нем все решится. Но, независимо от исхода, от того сдаст ли Бетербиев свой очередной экзамен, можно сказать одно: у нас есть великий боксер, и имя ему Артур Бетербиев.