1025 год
Восточная Европа
3 апреля 1025 года в возрасте 58 лет в Познанском замке от болезни скончался польский король Болеслав Храбрый (правил в 992-1025 гг.), один из величайших правителей Польского королевства. Он был похоронен в Познани в кафедральной церкви святого Петра. Его подданные так сожалели о смерти своего монарха, что целый год, как мужчины, так и женщины, ходили в трауре и не устраивали ни пиров, ни танцев. Они словно предвидели, какие беды обрушаться на их государство после смерти столь великого короля и воителя.
И не просто так польский хронист Аноним Галл в 1113 году писал:
«По уходе короля Болеслава из мирской жизни золотой век сменился свинцовым. Польша, прежде царица, разукрашенная в сверкающее золото и драгоценности, теперь засыпана прахом во вдовьем одеянии, а звуки кифары сменились печальными знаками, радость - горечью, звуки органа – вздохами… с уходом короля Болеслава от людей, казалось, вместе ушли из Польши мир, радость и изобилие».
После смерти Болеслава на трон вступил сын Болеслава Мечислав (Мешко) II Ламберт (правил в 1025-1031 гг. как король; в 1032-1034 гг., как князь), женатый на Риксе, дочери пфальцграфа Рейнского, племяннице императора Священной Римской империи Оттона (правил в 983-1002 гг.). Коронация Мечислава и Риксы проводилась в Гнезно Гнезненским архиепископом Ипполитом, которому в этом помогали Гомпо, архиепископ Краковский, и епископы Павлин Познанский, Климент Вроцлавский, Марцелл Влоцлавецкий, Альбин Плоцкий. На коронации присутствовали графы, вельможи и бароны Польского королевства. После коронации начались длительные (шли неделями) пиры в честь коронации Мечислава и раздачи различных вещей и денег бедному люду.
Далеко не все были довольны вступлением на трон короля Мечислава. Ряд современных событиям источников, как польских, так и иностранных, дали ему следующую характеристику:
- «Он только о себе и заботился, отнюдь не о государстве»;
- «не имел (Мечислав) ни жизненного опыта, ни доброго нрава»;
- «он был ненавистен всем соседям»;
- «В его время… народы … наблюдая его беспечность, отказались выплачивать ему подати, которые обычно выплачивали его отцу… начальники крепостей отобрали себе и передали навечно своим потомкам крепости, некогда построенные его отцом Болеславом… на крайних границах королевства, в особенности по реке Лаба».
В этот же год уже при короле Мечиславе в Кракове был большой пожар. Сгорело много домов.
Лучше бы Мешко II знал меньше иностранных языков и даже был безграмотным, как его предки))
(Источники: Аноним Галл, Анналы Генриковских цистерцианцев, Анналы Седживоя, Випо, Вторые Куявские анналы, Длугош, Козьма Пражский, Краткая Силезская хроника, Краткие Краковские анналы, Малопольские анналы, Муриниус, Хроника Великой Польши)