Листопрокатный цех №11 — один из самых крупных на Магнитогорском металлургическом комбинате. Общая площадь цеха — 155000 м², а протяженность — около 2 километров! Давайте посмотрим, как работает этот цех.
Прокатный комплекс ЛПЦ-11 — один из самых современных и производительных в стране. Здесь производят высококачественный холоднокатанный и оцинкованный прокат для внешних и внутренних деталей автомобилей, бытовой техники и строительной отрасли. Продукция цеха отгружается на множество предприятий по всему миру, из проката делают детали автомобилей LADA. УАЗ, Камаз, Haval, Aurus и других брендов. Доля ММК в объеме металлопроката, поставляемого для автозаводов России составляет более 50%.
Основное оборудование листопрокатного цеха — стан 2000 холодной прокатки. В качестве исходного сырья на стан холодной прокатки подаются горячекатанные полосы, полученные в других цехах ММК. В ЛПЦ-11 их очищают от окалины на травильном агрегате, сваривают в единое полотно на лазерной сварочной машине и подвергают холодной прокатке, пропуская между валков.
Число 2000 обозначает длину бочки рабочих валков. Максимальная ширина стальной полосы, которую можно получить на стане, чуть меньше — 1880 мм. Толщина полосы — от 0,28 до 3,00 миллиметров.
Производственные процессы не только автоматизированы, но и цифровизированы. На комбинате используется машинное зрение, искусственный интеллект, системы диспетчеризации, управление проектной деятельностью и другие IT-технологии. Всё это повышает производительность труда и качество продукции. Металл проходит контроль, сворачивается в рулоны и маркируется для последующих технологических операций.
После холодной прокатки в металле возникают значительные напряжения. Для того, чтобы их снять, используют отжиг — медленный нагрев, выдержку при температуре около 700°С и медленное охлаждение. Отжиг можно производить прямо в рулонах. Процесс занимает более двух суток и имеет ряд недостатков.
В ЛПЦ-11 есть агрегат непрерывного отжига. Это более совершенный вид термообработки.
Рулоны стальной ленты разматываются, лента движется в протяжных печах, с заданной скоростью и температурной на каждом из участков. Металл, выходящий из агрегата непрерывного отжига имеет более совершенную структуру и физико-механические свойства.
Для использования в автомобильной промышленности требуется устойчивость к коррозии. В ЛПЦ-11 работает агрегат непрерывного горячего цинкования. Цинк на ММК поставляется в виде слитков и плавится.
Стальная полоса, проходя через ванну с цинком, получает надежное покрытие.
Перед тем, как попасть на склад готовой продукции, прокат проходит дополнительный контроль. После этого продукция может отправляться к заказчикам.
Конечно, в рамках одной, даже самой подробной экскурсии узнать обо всех цехах гигантского Магнитогорского металлургического комбината невозможно. Я хочу пожелать коллективу ММК успехов и отдельно поблагодарить ту его часть, которая развивает промышленный туризм. Сейчас побывать на ММК с экскурсией может каждый, для этого есть специальный сайт ММК-тур. Благодарю нашего очаровательного экскурсовода Ксению.
Напоследок выложу общий вид комбината, чтобы можно было оценить его масштабы.
И передаю всем горячий привет с ММК! Если будете в Магнитогорске, посетите комбинат, сможете отправить привет не только через интернет, но и по почте!
Этот пост — часть цикла про путешествие в Магнитогорск:
Памятник Первой палатке в Магнитогорске. Неожиданный, но важный
Как делают кокс. Топливо для домны
Как льют металл на легендарной Магнитке. Репортаж из доменного цеха
Как выглядит и сколько стоит обед металлурга
Ставьте лайк в поддержку публикации 👍🏻, заходите ко мне на канал о путешествиях по России и авиации. Подписывайтесь, чтобы не пропустить свежие материалы.