История эта началась за несколько лет до описываемых событий. Довелось мне как-то летом побывать в подмосковном парке-музее «Этномир», который находится в Калужской области километрах в ста от Москвы. Сразу же оговорюсь, что речь пойдет не об этом этнопарке, где я оказался по рекомендации моего сына и о чем ни разу не пожалел.
Кстати, пользуясь случаем, рекомендую всем, кто любит путешествия и не равнодушен к истории, культуре и архитектуре разных народов, обязательно туда съездить и посмотреть на всё своими глазами.
Так вот, перемещаясь по этому парку, я набрел на этнический двор «Страны Южной Азии», где обнаружил памятник первым покорителям Эвереста Эдмунду Хиллари и Тенцингу Норгею, установленный благотворительным фондом «Диалог культур – единый мир».
Надо сказать, что автор с детства увлекался книжками про путешественников по разным экзотическим странам и покорителей горных вершин. Несомненно, что новозеландец Эдмунд Хиллари был одним из героев этих книг. Факт установки в России памятника этому альпинисту не мог не порадовать. Там же, на территории этнодвора я узнал, что несколькими годами ранее фонд «Диалог культур» установил подобный памятник в столице Непала Катманду…
Прошло несколько лет, и ветер странствий занес меня поработать в одну южно-азиатскую страну. И вот в один определенный момент встал вопрос – отправиться на недельку-другую куда-нибудь отдохнуть, сменить обстановку. Рассматривалось несколько вариантов. Можно было отдохнуть и в стране моего основного пребывания. Но я посчитал, что нужно куда-нибудь отправиться за новыми впечатлениями. И тут я вспомнил о том своем давнем визите в подмосковный «Этномир». И решение пришло само собой. Нужно отправляться в Гималаи, на «святую землю», так с тибетского переводится слово «Непал», где несколько тысячелетий назад родился сам Будда. К тому же эта страна находилась в том же самом регионе, где пребывал и я. До неё было практически рукой подать. По мере подготовки к своему путешествию в Непал я не мог не вспомнить об одном своем «товарище-по-оружию» из Непала, с которым вместе служил в миссии ООН в Африке.
Через социальную сеть, в которой мы, бывшие военные наблюдатели ООН всегда общаемся друг с другом, Чандра ответил мне, что будет рад увидеть меня у себя в стране и сообщил, когда будет относительно свободен, чтобы уделить мне побольше времени. В свою очередь, я его предупредил, что сам я человек на данный момент жизни довольно занятóй, отпуск у меня небольшой и на авантюрные мероприятия типа штурма Эвереста у меня нет ни соответствующей подготовки, ни времени, ни, тем более, желания. Максимум, на что я могу согласиться при осмотре достопримечательностей в его стране, так это щадящие пешие прогулки по небольшим возвышенностям. Однако, буду весьма признателен ему, если он сможет предложить мне посетить какое-нибудь место, так или иначе связанное с первым покорителем Эвереста. Мой друг Чандра Тапа обещал подумать.
Что же касается самогó новозеландца, то хочу напомнить уважаемому читателю, если тот не знал, что Эдмунд Хиллари и шерпа Тенцинг Норгей, участники девятой британской экспедиции на Эверест во главе с Джоном Хантом, стали первыми альпинистами, достигшими вершины Джомолунгмы. Так на тибетском звучит название горы Эверест, которую шерпы почитают как «Матерь Мира».
Они достигли вершины высотой 8 848 м в 11:30 29 мая 1953 года и провели там около 15 минут. Когда спустя несколько дней вернулись в Катманду, то узнали, что за свое достижение Хиллари был объявлен королевой Елизаветой II рыцарем-командором ордена Британской империи, а Джон Хант – рыцарем-бакалавром. Тенцингу, не имевшему права на рыцарское звание, поскольку он был гражданином Непала, английская королева пожаловала медаль Георга VI, а Звездой Непала его наградил король Трибхуван.
Нужно сказать, что после восхождения на Эверест Эдмунд Хиллари очень подружился с Тенцингом Норгеем. Он был благодарен шерпе Тенцингу за то, что тот был рядом, когда они продвигались к вершине. Большую часть своей жизни Хиллари посвятил тому, чтобы отплатить Тенцингу добротой за оказанную им помощь и поддержку. Впрочем, с такой же теплотой Эд Хиллари относился и ко всем остальным шерпам, с которыми он просто дружил и которых чисто по-человечески любил.
Так, в 1964 году под его надзором и практически на его деньги был построен небольшой аэропорт в городе Лукла, пользующийся популярностью среди альпинистов благодаря своей близости к Эвересту. Кстати, в 2008 году этот аэропорт, признанный СМИ как самый опасный в мире, был переименован в Аэропорт Тенцинг-Хиллари.
А совсем недавно, в 2023 году в ознаменование 70-й годовщины покорения Эвереста в аэропорту были установлены скульптуры двух друзей-первопроходцев.
На открытие скульптурной композиции приезжали сыновья Тенцинга и сэра Хиллари – Джамлинг и Питер, которые также дружат между собой.
Между прочим, совершив восхождение на Эверест в 2003 году, Питер Хиллари и Джамлинг Тенцинг Норгей тем самым отметили 50-летие с момента покорения Вершины мира их отцами…