«Афоня» — советская трагикомедия 1975 года, поставленная режиссёром Георгием Данелией по сценарию Александра Бородянского. Лидер проката 1975 года — 62,2 миллионов зрителей.
Полную видеоверсию можно посмотреть тут: позже
Первый ролик про Афоню вышел на моем канале 7 лет назад и смотреть его без слез сложно. Идея создания более обновленной и полной версии витала в воздухе давно, но по тем или иным причинам доехал я до Ярославля, где велись основные съемки, только зимой, хотя метель и снегопад в последний момент чуть было не сорвали и эту поездку.
Но начнем мы нашу виртуальную экскурсию в здании Московского Дворца пионеров. Внутрь, к сожалению, не попал, так что придётся довольствоваться фотографиями из сети. Фото листаются.
"Афоня" изначально планировался как мрачный драматический фильм, с явным уклоном в пропаганду трезвого образа жизни, дело было в антиалкогольную кампанию. Но жизнь внесла свои коррективы, и фильм стал классикой советского кино, любимый миллионами.
Из-за огромного количества смешных ситуаций и ставших крылатыми фраз фильм стал трагикомедией, где и смешно и грустно. Данелия приложил весь свой режиссёрский талант, он так виртуозно играет с душой зрителя, что во второй части фильма слёзы так и наворачиваются.
На роль Афони пробовались: Леонид Куравлев, Виктор Проскурин, Борис Щербаков, Владимир Меньшов, Николай Караченцов, Владислав Долгоруков, Георгий Бурков, Владимир Носик. Но у режиссера Георгия Данелии было всего три кандидатуры – польский актер Даниил Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев. Три замечательных разных актера. Три разных фильма. Данелия остановился на Куравлеве, и попал в яблочко. Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого Данелия и добивался. Ему хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели Афоню, а пожалели.
Одевали собутыльника главного героя Федула (Борислава Брондукова) в старую одежду, найденную на даче. Актёр так влился в образ, что местные алкоголики принимали его за своего, а швейцары не пускали в заведения, где проходили съёмки. Брондуков, кстати, также был претендентом на роль Афони. Во время съёмок один эпизод с этим актёром разросся до целой второстепенной роли ("Мне Афоня рубль должен").
Штукатура Колю сыграл Евгений Леонов. В противовес разгильдяю Афоне Коля считался у нас фигурой положительной: он аккуратный, здраво рассуждает, интересуется международной политикой и мечтает о всеобщей коммуникабельности.
А Леонов своего героя не уважал, говорил, что Коля — эгоист еще хуже, чем Афоня. И все время ворчал, что этот штукатур у него получается плоский, как блин. И только когда сняли сцену «уход Коли домой», он успокоился.
Помните, как в конце, перед отъездом, Коля достает из кармана бумажку с номером телефона, а с ним выпадает несколько мелких монет. И Коля добросовестно, аккуратно складывает их обратно в карман. Эту сценку придумал Евгений Леонов. Что хотел сказать артист?
– Какой говнюк твой штукатур! Две недели прожил у человека, пил, ел, а самому жалко три гроша оставить!
Автор сценария к фильму Александр Бородянский позже рассказывал: «В то время я работал маляром-штукатуром и заочно учился во ВГИКе на сценарном факультете, и жизнь моя была похожа на судьбу героя картины. Сначала я хотел сделать Афоню тоже маляром, а потом остановился на слесаре-сантехнике, так как фигура сантехника тогда была на слуху, про них сочиняли массу анекдотов. Они были, как сейчас модно говорить, в топе обсуждения. Надо сказать, что писал сценарий практически с себя, наделил героя своими лучшими качествами: веселый, добрый, готовый прийти на помощь».
Сегодня в Ярославле даже организованы специальные туристические маршруты, связанные с фильмом "Афоня".
Известный киноляп. Борщёв живет в третьем подъезде дома №61 . Запомним. (Тут я пролетел и фото 59 дома)
После выхода фильма Леонид Куравлев переживал, что считал себя глубоким драматическим актёром, а внезапно стал популярен среди рабочей аудитории и любителей выпить.
Свадебный кортеж едет на фоне Вознесенских казарм.
Сцена танцев снималась в ДК "Прожектор" в Москве. Внутрь пропасть не получилось, а в сети напрочь отсутствуют современные фото 2го этажа, где проходили съемки.
Для сцены на дискотеке режиссёр попросил директора картины найти какую ни будь популярную ресторанную группу. С большим трудом Александр Яблочкин вытащил в Ярославль молодую, но уже жутко популярную группу «Машина времени» , которая тогда входила в список «не рекомендуемых к использованию на дискотеках и массовых мероприятиях». Данелия в современной музыке не разбирался и ничего о группе Макаревича не слышал… На репетиции ребята его как-то не очень убедили и Данелия попросил пригласить ещё кого ни будь «для подстраховки». Яблочкин поперхнулся, но выполнил желание режиссёра. Этим «кем ни будь» стала ещё одна знаменитая на весь Союз группа «Аракс». В итоге участников обоих групп в кадре практически не видно, но свои немаленькие гонорары они всё-таки получили. На небывалый для них гонорар в 500 рублей «машинисты» купили магнитофон «Грюндиг», который служил им долгие годы.
А вот эпизод с хулиганами - это уже ДК "Нефтяник" в Ярославле. Такое ощущение, что подобными перемещениями создатели фильма смету накручивали. Сегодня это еще можно понять и не простить, но во времена развитого социализма...
Когда Афоня знакомится с девушкой с пышным бюстом («Это энергичный танец»), актрисе Тане Распутиной, чтобы увеличить грудь, решили подложить манную крупу. А тут заболела ассистентка-костюмерша и прислала вместо себя мужа. Тот долго возился с бретельками набитого крупой бюстгальтера, а потом, не мудрствуя лукаво, туго завязал их сзади на «морской узел». Грудь так «заиграла» в прозрачной блузке, что потом критики искренне восхищались этой художественной деталью.
Когда Катя приезжает к Борщёву, тот уже переехал в 4й подъезд дома №59.
Тем не менее были и недовольные. Как рассказывает режиссёр:
«Афоня в исполнении Куравлева получился настолько обаятельным, что на «Мосфильм» пришло немало возмущенных писем от жен пьющих особей. Особенно запомнилось одно, в нем дама из Омска спрашивала: «Товарищ режиссер, а вы сами когда ни будь, спали с пьяным сантехником?»… В ответном письме я сознался, что не спал. Ни с пьяным, ни с трезвым».
В книге «Тостуемый пьет до дна» (2005) Георгий Данелия упоминает, что в Москве также снимали поход Афони и Федула в ресторан, где герой Куравлёва пускается в пляс. Съемки проходили в одном из столичных заведений, но режиссер не уточнил, в каком именно. Интерьер позволяет предположить, что это был ресторан гостиницы «Дружба».
Все сцены с участием Евгении Симоновой были отсняты всего за три дня. Причина была в том, что юная студентка театрального училища имени Щукина так понравилась Данелии, что он утвердил ее на роль Кати без проб. Но тут выяснилось, что Симонова уже подписала договор с другой картиной, и едет на Урал для съемок в двухсерийном фильме «Пропавшая экспедиция». Там у нее главная роль, и все лето она должна была сниматься где-то в Башкирии. Стали искать другую Катю, но Георгий Данелия понял, что никого, кроме Евгении Симоновой, в этой роли не видит. И тогда директор картины Александр Яблочкин полетел в Башкирию и привез оттуда Женю и ее маму в Ярославль на место съемок «Афони». Выяснилось, что актрису с мамой директор просто-напросто похитил, чуть ли не тем же способом, что и герои Гайдая в фильме «Кавказская пленница». И только оставил записку: «Не волнуйтесь, через три дня будем. Ваш Яблочкин».
А Данелии он сказал:
– Кровь из носа, но ты ее должен снять за три дня. Иначе сорвем съемки на той картине!
Съемки с участием Симоновой шли буквально днем и ночью, так что актрисе удавалось немного поспать на заднем сиденье машины, пока ставили свет или переезжали с объекта на объект.
Девушка очень быстро переодевалась на съемочной площадке, иногда даже не хватало времени, чтобы что-нибудь перекусить, благо с ней рядом была ее мама. И при просмотре фильма часто удивляешься тому, насколько легко ей удавалось выглядеть свежей и веселой при таком плотном графике.
Последние эпизоды картины с возвращением Афони в родную деревню Борщовка снимали в селе Диево-Городище, расположенном примерно в 20 км от Ярославля, на левом берегу Волги. Там главный герой встречает друга детства, тракториста Егозу в исполнении Савелия Крамарова, и узнает о смерти вырастившей его тети Фроси, которая так и не дождалась его.
Трактором в деревне, на котором ехали Афоня и его друг детства "Егоза", управлял сам Савелий Крамаров, сыгравший последнего. Правда, актер не справился с управлением, из-за чего трактор врезался в опору ЛЭП, из-за чего во всей деревне вырубило свет.
До села я не доехал, время поджимало да и засыпало все знатно, так что воспользуюсь скрином со старого своего видео.
Финальные сцены снимали в аэропорту г. Пошехонье. В этот раз я туда также не доехал... Да и аэродрома давно нет.
В комментариях я очень прошу написать, что время года и ракурс не соответствуют!
Всем спасибо за просмотр.
==============================
*💊Нужна консультация врача-эндокринолога? Вам сюда💊:* https://www.instagram.com/dr.disomova/
==============================
*Поддержать канал*💰:
⚠ dzen.ru/somicinema?donate=true
⚠ *Тиньков 2200 7001 4953 6475*
⚠ *Сбер 2202 2020 5927 3767*
⚠ https://www.donationalerts.com/r/somicinema
==============================
Другие выпуски географии кино смотри здесь:
👉https://www.youtube.com/playlist?list=PL26rgndbBwRV17qiZfDoYI1Z0aAxW6qZe
👉https://rutube.ru/plst/28030/
👉https://vk.com/video/playlist/-225054725_3
👉https://dzen.ru/suite/774eae98-321e-4537-b254-f8458ff56d7d?share_to=link
👉https://www.instagram.com/xsomicx/
==============================
Места съемок на карте➡️: https://boosty.to/somictravels/posts/d50fce70-f30c-40fe-8918-b534aeab8942?share=post_link
==============================
#афоня #куравлев #леонов #ярорславль #диево-городище #крамаров #брундуков #машинавремени #москва #симонова #поместамсъемок #прогулкино #географиякино #данелия