В планах: вчетвером неспеша на парусной яхте дойти из Москвы (точнее из Московской области) до города Петрозаводска. Там мы меняемся экипажами, наш экипаж уезжает на поезде домой, а наши друзья идут из Петрозаводска в Москву на этой яхте. Неспеша - это за две недели, с отдыхом, рыбалкой, посещением Мышкина, Кижей и что захочется.
Мы прошли по Каналу имени Москвы, рекам Волга, Шексна, Ковжа, Вытегра, по Рыбинскому водохранилищу, по Волго-Балтийскому каналу, по озерам Белое и Онежское, прошли 18 шлюзов и несколько водохранилищ.
День 1.
Утром друзья заезжают за нами на машине, везём запас продуктов и нужные нам вещи на яхту, загружаем всё это на борт, Палыч едет за бензином для подвесного мотора и отгоняет машину домой, возвращается на электричке. За это время мы разобрали сумки, разложили вещи и продукты.
В 18 часов выходим из яхт-клуба. Пасмурно, но нет дождя и тепло. Если вечером дойти до Икши, переночевать около Икшинского шлюза, а на следующий день рано утром стартовать, то за день можно успеть пройти шесть шлюзов канала имени Москвы и выйти в Волгу.
По каналу запрещено хождение под парусом, поэтому всю дорогу сегодня идём на моторе. Проходим по каналу и в 21:45 бросаем якорь в Икшинском водохранилище. Ужинаем и ложимся спать, завтра очень ранний подъём.
День 2.
Подъём в 4 утра, включаем рацию, слушаем 6-ой шлюз - это первый шлюз на нашем пути, пытаемся связаться с диспетчером шлюза. Выясняем, что рация не работает. Переговариваемся с соседней лодкой, они подтверждают, что по рации нас не слышат. Без рации в шлюзы не пускают, поэтому пытаемся найти, где быстро купить новую или одолжить. Друзья обещают подвезти работающую рацию в яхт-клуб, поэтому возвращаемся в точку старта за рацией. Пьём кофе, забираем рацию.
14:30 - попытка выхода номер 2.
Начальный план - пройти за день все шесть шлюзов - теперь меняется. Маломерные суда в шлюзы 6 - 5 - 4 - 3 не пускают после заката, а ночевать между ними негде. Все четыре шлюза необходимо пройти без остановок.
В 18:20 подходим к шлюзу № 6, запрашиваем диспетчера. Нам повезло: камера шлюза наполнена, в шлюзе маленькая моторочка и катер, ждут нас. Больше никого ждать не надо, шлюзоваться будем втроём.
Несёмся на "всех парах"! Швартуемся к рыму 2 (номер говорит диспетчер). Все готовы к шлюзованию. Поднимается стенка шлюза, насосы начинают откачивать воду из шлюзовой камеры.
Шлюзование занимает около 20 минут. Опускаемся вместе с уровнем воды на 8 метров. Шлюз открывают, загорается зелёный свет и в 18:50 мы выходим из 6-го шлюза. Шлюз пройден. Катер - наш сосед - разворачивается и идёт обратно. Вероятно, это экскурсия со шлюзованием и ему дальше не надо. Мы с моторкой идём к шлюзу № 5. Между 6 и 5 шлюзами около двух километров и в 19:10 мы уже в следующем шлюзе.
Также оперативно проходим ещё два шлюза Канала имени Москвы (№ 4 и № 3). 22 часа, уже темнеет, но нам повезло - мы успели пройти четыре шлюза. Дальше есть место для ночёвки, поэтому шлюзы 2 и 1 Канала имени Москвы оставляем на завтра, заниматься шлюзованием полночи не хочется.
Идём на север, в этом месте в июле уже белые ночи, почти всю ночь светло. Около деревни Татищево встаём на якорь на ночёвку. Самое муторное позади, до выхода в Волгу остались ещё два шлюза.
День 3.
Опять ранний подъём - в 4 утра - и к 8 часам мы у шлюза № 2. Запрашиваем диспетчера, говорят подождать "Невского", будем шлюзоваться с ним. Крутимся перед шлюзом в ожидании.
В шлюз сначала заходят "большие", потом уже мы. Пропускаем "Невского" вперёд, заходим за ним. Из шлюза № 2 выходим на простор. До первого шлюза 15 км, но между этими шлюзами можно отдыхать, вставать на якорь, ночевать... Прохождения шлюзов № 1 и № 2 никак между собой не связаны. Поэтому не за кем не торопимся.
Мы медленные, за моторками нам не угнаться. Пасмурно, вокруг ходят чёрные тучи, но дождь обходит нас стороной.
В 11 часов уже выходим из Дубнинского шлюза (№ 1 Канала имени Москвы). Ура! Мы на Волге! Проходим город наукоград Дубну, на ходу обедаем и после речки Медведицы в заливе встаём на якорь.
Ещё совсем светло, ужинаем и пытаемся ловить рыбу (безуспешно). Завтра по плану ещё один шлюз - Угличский.
День 4.
Очень ранний подъём. Пасмурно и прохладно. Поднимаем якорь, яхта "сама" по течению выходит из заливчика на фарватер, ставим паруса и вахтами идём до Калязина. Главная достопримечательность Калязина - колокольня затопленного собора. В Калязине останавливаться не будем, а колокольня особенно хорошо смотрится с воды.
Колокольня построена в 1800 году. В 1939 году при строительстве Угличского водохранилища старая часть Калязина оказалась в зоне затопления, Никольский собор был разобран, а колокольню оставили в качестве маяка.
Подходим к Угличскому шлюзу, связываемся с диспетчером, просят пождать. Час "наворачиваем" круги перед шлюзом в ожидании. Шлюз проходим за двадцать минут с "Президентом" и двумя моторками.
Ветра нет, после шлюза идём под мотором. Обедаем.
Без остановок проходим мимо Углича и Мышкина, на ночёвку отправляемся в марину Волга-Бот.
Марина "по-русски": есть на понтонах электричество, но не походит наш переходник, есть душ, но в нём нет воды... Начинается дождь, натягиваем в кокпите тент, а потом уходим внутрь яхты. Ночью сильный дождь и гроза.
День 5.
Первая половина дня посвящена экскурсиям в городе Мышкине. Добираться из марины не очень удобно: сначала идём на дорогу на остановку автобуса, ждём, автобуса нет, мимо проезжает такси, доехали до паромной переправы, на пароме переправились на другой берег Волги - в Мышкин.
Посетили музеи, дообедали в кафе, докупили немного продуктов, вернулись на пароме и автобусе в марину. На обратной дороге повезло: водитель высадил нас на повороте, получилось кратчайшее расстояние пешком до яхты.
Выходим из марины, начинается получасовой дождь.
Бросаем якорь в заливе, встаём на ночь.
День 6.
Мужчины встают на вахту в 3 утра, выходят из залива, ставят паруса. В 7 утра подъём у женской половины экипажа. Сегодня нужно пересечь Рыбинское водохранилище. Обычно про переход по Рыбинскому водохранилищу рассказывают ужасы: там вечная непогода, встречные ветра и волны. Нас Рыбинка встретила приветливо, на один день "включили" попутный ветер. Большую часть пути мы прошли под парусами.
К 18-ти часам мы уже добрались до якорной стоянки.
В заливе мы потревожили бобра, он пытался нас выгнать и отстоять свою территорию угрожающими воплями. Мы не ожидали и даже не успели снять видео (хотя он нападал издалека). Повыныривал с разных сторон от яхты, убедился, что мы мирные, но уходить не собираемся и пошёл по своим делам.
День 7.
Ранний подъём и выход из залива. Пасмурно, ветер встречный.
18:30 подходим к Шекснинскому шлюзу. Как всегда, просят подождать. Встали у стенки, приготовили ужин, но поесть не успели, позвали в шлюз. В этом шлюзе нас будут поднимать, а не опускать, как в семи предыдущих. Шлюзы на Шексне отличаются от Московских своей простотой и аскетичностью. И узостью.
После выхода из шлюза в ближайшем заливе встаём на ночёвку.
Все фотографии в статье авторов канала.
Продолжение следует.