Найти в Дзене
HistoTime

Веймарская Германия: искусство в период между двумя войнами.

Жизнь в Веймарской республике, существовавшей с 1919 по 1933 год, была крайне непростой. Версальский договор поставил Германию в тяжёлое положение. Политики, не привыкшие к демократии, не знали, как действовать, а инфляция была настолько высокой, что оклеить стены купюрами было дешевле, чем купить обои. Однако искусство того времени не только продолжало развиваться, но и опередило несколько стран-победителей, подарив миру такое направление, как «новая вещественность». После изнурительной войны и долгого периода тоталитаризма немцы наконец почувствовали себя свободными. Многие люди смотрели на мир по-новому, и этот взгляд отразился в музыке, литературе, театре и живописи. Это привело к тому, что во время существования Веймарской республики Германия стала центром европейского экспрессионизма. Особенно ярко это проявилось в изобразительном искусстве. До середины 1920-х годов оно, как и многие другие сферы культуры, было пронизано воспоминаниями о войне. В это время чаще всего изображались

Жизнь в Веймарской республике, существовавшей с 1919 по 1933 год, была крайне непростой. Версальский договор поставил Германию в тяжёлое положение. Политики, не привыкшие к демократии, не знали, как действовать, а инфляция была настолько высокой, что оклеить стены купюрами было дешевле, чем купить обои.

Однако искусство того времени не только продолжало развиваться, но и опередило несколько стран-победителей, подарив миру такое направление, как «новая вещественность».

После изнурительной войны и долгого периода тоталитаризма немцы наконец почувствовали себя свободными. Многие люди смотрели на мир по-новому, и этот взгляд отразился в музыке, литературе, театре и живописи. Это привело к тому, что во время существования Веймарской республики Германия стала центром европейского экспрессионизма.

Особенно ярко это проявилось в изобразительном искусстве. До середины 1920-х годов оно, как и многие другие сферы культуры, было пронизано воспоминаниями о войне. В это время чаще всего изображались «маленькие люди», столкнувшиеся с ужасами войны. После 1925 года, когда экономика стабилизировалась, основным течением в немецкой живописи стала «новая вещественность». Художники создавали модель мира, который был кристально ясен и детально проработан, стремясь показать, насколько бездушной и механической была реальность. Это странное направление сочетало в себе реализм и склонность к абстракции и стилизации, что делало такие картины некомфортными для восприятия.

Течение делилось на два направления: правое, которое стремилось к довоенному неоклассицизму, и левое, занимавшееся социальной критикой и карикатурой. Позже работы художников левого крыла были названы нацистами «дегенеративным искусством» и подлежали уничтожению. Среди художников левого крыла были Отто Дикс и Макс Бекман.

Примерно такие же тенденции наблюдались и в литературе Веймарской республики. Если на картинах изображались ужасы войны, то в книгах немецкие писатели говорили о её бессмысленности, о бессмысленных жертвах, которые она принесла, и призывали к миру. Самый известный пример — роман Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен».

С середины 1920-х годов в литературу пришли новые жанры, стали популярны интеллектуальный, исторический и социально-психологический романы. Также для подготовки немцев к тоталитаризму 1930-х годов публиковалась националистическая литература, прославлявшая кайзеровский режим и военные традиции.

Немецкая музыка того времени делилась на авангард и неоклассицизм. Произведения авангардистов были сложными во всех смыслах и ориентировались на «новую венскую школу». Неоклассицисты же следовали призыву Игоря Стравинского «Назад к Баху», стремясь объединить музыкальный опыт прошлого с современными способами выражения. Всё это было тесно связано с «новой вещественностью». Среди выдающихся композиторов Веймарской республики можно выделить Пауля Хиндемита и Курта Вайля.

В 1920-е годы в Германии активно развивался театр, для которого это время стало временем инноваций. Так, их широко использовал руководитель «Немецкого театра» в Берлине Макс Рейнхардт. Он смело экспериментировал, использовал в своих постановках музыку, скульптуры и пантомиму. Впоследствии такая театральная модель получила название синтетического театра. Также стоит отметить выдающихся режиссёров Бертольда Брехта и Эрвина Пискатора.

Брехт хотел распространять революционную идеологию через театральные представления, он стремился внушить людям неверие в предопределённость судьбы. Пискатор же был основоположником документализма, использовал в своих постановках фрагменты фильмов и кинохронику. Почти все его представления имели политический контекст, многие из них были предвыборными, поэтому сейчас его считают одним из создателей политического театра.

В киноиндустрии господствовали крупные компании, что позволило обновить технику и расширить сеть кинотеатров. В результате фильмы показывали почти постоянно. При этом кино не было роскошью, в основном его посещали рабочий класс и средний класс. Популярными были многие жанры, от комедий до фантастических ужасов, создателями которых можно считать режиссёров Роберта Вине и Фридриха Вильгельма Мурнау. Их фильмы долгое время считались самыми зловещими в мире. Однако все фильмы были немыми, а звуковое кино появилось только в середине 1920-х годов, и уже в 1930 году на экраны кинотеатров вышло 101 звуковое кино. Именно в 1920-е годы в Германии впервые в кино снялась знаменитая актриса Марлен Дитрих.