Дорогие читатели канала «Назад в СССР»!
Приглашаю вас пройти необычный тест, который подарит не только минуты ностальгии, но и проверит вашу память о советском кинематографе. Сегодня я предлагаю вам заглянуть за кулисы легендарных фильмов, вспомнить яркие образы и вспомнить роли, наших любимых актрис. Казалось бы, что может быть сложного? Но есть один нюанс — на каждом кадре лица актрис скрыты маской. Сможете ли вы распознать их только по силуэтам, нарядам и деталями из фильма?
Не упустите возможность испытать свои силы, прикоснуться к магии старых фильмов и почувствовать себя настоящим экспертом. Этот тест — для тех, кто ценит искусство и не боится вызова.
Как создавался фильм "Гусарская баллада"
Когда Эльдару Рязанову было 17 лет, он впервые оказался в Театре Красной армии, где на сцене ставили пьесу Александра Гладкова «Давным-давно». В то время этот спектакль пользовался колоссальной популярностью. Для юного Рязанова это событие стало по-настоящему незабываемым.
Пьеса пленила будущего режиссера своей многогранностью. На сцене разворачивалась романтическая комедия, органично сочетающая элементы костюмированного водевиля. В основе сюжета — интригующая история о девушке, которая, переодевшись корнетом, отправляется защищать родину. Эта идея, наполненная духом патриотизма, романтики и юмора, оставила глубокий след в душе молодого Рязанова.
Уже тогда он начал задумываться о том, чтобы перенести подобную историю на экран. Этот жанр, наполненный живостью и непринужденностью, оказался близок его мировоззрению и творческому видению. Пьеса не только вдохновила, но и заложила основу для будущих работ великого режиссера, одна из которых — легендарная «Гусарская баллада» — станет символом нового подхода к кинематографу и покорит миллионы зрителей.
Кастинг на роль поручика Ржевского привлек множество талантливых претендентов.
«Я обожал Тихонова, Юрский на пробах выглядел великолепно», — писал позже Эльдар Рязанов в своих воспоминаниях.
Не меньше конкуренции было и за роль Шурочки Азаровой. Среди претенденток оказались Валентина Малявина, Татьяна Никулина, Светлана Немоляева и Людмила Гурченко. Однако режиссер изначально планировал пригласить на эту роль Алису Фрейндлих. Ей пришлось несколько раз приезжать в Москву на пробы, но окончательный выбор сложился иначе.
«Ваша неистребимая женственность мне не подходит. Мне нужен мальчик!» — с улыбкой пояснил Рязанов Алисе Бруновне, деликатно отказывая.
В итоге, в последний момент, режиссер утвердил Ларису Голубкину. На тот момент она была студенткой второго курса ГИТИСа и еще не успела заявить о себе в мире кинематографа.
На съемочной площадке Голубкина демонстрировала исключительную самоотверженность. Она без страха скакала на лошадях, участвовала в постановочных сабельных поединках. Но настоящим вызовом для нее стали сцены близости с Юрием Яковлевым. Поцелуи с опытным актером вызывали у Ларисы настоящий трепет, особенно когда съемки прерывались из-за того, что у Яковлева отклеивались усы.
Гусарский мундир подошел Голубкиной идеально — ведь рост и комплекция актрисы соответствовали параметрам реальных гусаров, которым часто приписывают невысокий рост. Костюм даже не пришлось подгонять. А вот с гардеробом для Юрия Яковлева возникли сложности. Его высокий рост и статная фигура не вписывались в стандарты гусарского мундира. Поэтому костюм создавался из музейных экспонатов, реквизита костюмерной «Мосфильма» и специально сшитых элементов.
Такая сборная работа не осталась незамеченной историками. После выхода фильма они отметили множество несоответствий в костюме персонажа Яковлева.
Премьера легендарного фильма, приуроченного к 150-летию Бородинского сражения, могла так и не состояться. Над уже завершенной работой нависла серьезная угроза: картину грозились отправить «на полку». Причиной столь тревожной перспективы стал образ фельдмаршала Кутузова, а точнее, выбор на эту роль Игоря Ильинского — выдающегося актера, уже известного по своей работе с Рязановым.
Несколькими годами ранее Ильинский блестяще воплотил образ неуклюжего чиновника Огурцова в комедии «Карнавальная ночь». Этот успех обернулся неожиданной проблемой: руководство киностудии сочло, что комедийное амплуа артиста несовместимо с патриотическим образом великого военачальника. «Как можно доверить роль фельдмаршала человеку, которого зритель запомнил в роли карикатурного Огурцова? Это же оскорбление памяти Кутузова!» — негодовали высокопоставленные лица.
Однако Эльдар Рязанов, будучи человеком принципиальным и находчивым, пошел на рискованный шаг. Позже он вспоминал о том, как хитроумно обошел запреты:
«Время поджимало — предстояли съемки на зимней натуре. Я убедил Ильинского сняться и без ведома руководства студии отснял сцену, где Кутузов проезжает перед войсками. А когда снег растаял, переснять эпизод стало невозможно. Таким образом, я поставил студию перед фактом. Другого выхода у них просто не оставалось».
Однако это было лишь половиной пути. Главной преградой оставался министр культуры Екатерина Фурцева, чье одобрение было необходимо для выхода фильма в прокат. После просмотра готовой картины «железная леди» категорически отказалась дать добро на ее показ. Она сочла, что образ Кутузова в исполнении Ильинского выглядит недостаточно серьезно, а сюжет картины слишком легкомысленным для юбилейных мероприятий.
Ситуацию спасли журналисты. В те годы для представителей центральных изданий регулярно устраивались закрытые просмотры фильмов. Один из таких показов «Мосфильм» организовал для редакции газеты «Известия», включая главного редактора Алексея Аджубея, который был зятем Никиты Хрущева. «Гусарская баллада» произвела на журналистов большое впечатление, и вскоре в приложении «Известий» — еженедельнике «Неделя» — появилась восторженная рецензия на фильм. В статье особо отмечалась работа Игоря Ильинского.
Получив поддержку фактически из окружения главы государства, фильм оказался вне зоны критики министерства культуры. Уже через день после публикации хвалебного отзыва улицы Москвы украсили афиши, объявляющие о скором выходе «Гусарской баллады» на экраны. Торжественная премьера состоялась, как и планировалось, 7 сентября 1962 года.
Посмотрите и другие тесты на канале «Назад в СССР»:
Тест — это не только проверка знаний, но и повод вспомнить любимые картины, улыбнуться знакомым кадрам и, возможно, открыть для себя что-то новое.
Присоединяйтесь! Ответьте на 10 вопросов, испытайте себя и поделитесь результатом с друзьями. Узнайте, насколько глубоки ваши знания о наших любимых актрисах. Желаем удачи и хорошего настроения!