Найти в Дзене

Заборы в искусстве Александра Кацалапа

Художник Александр Кацалап поднял до уровня искусства обычный деревянный забор, что окружает участок земли в коттеджном поселке. Он называет это: «Моя территория». Иногда добавляет «и мегаполис». Таким образом противопоставляя тихую жизнь в коттедже бурной жизни мегаполиса. Он любит рассматривать посеревшие от времени доски забора, изучает живописную поверхность. Фактура старого дерева меняется в течении дня, зависит от сезона. Утром, под нежным светом восходящего солнца, доски забора отсвечивают золотыми оттенками, словно к ним прикоснулся волшебник. В полдень яркий свет обнажает текстуру дерева, подчеркивая каждую трещинку и сучок, которые хранят в себе истории прошедших лет. Осенью забор приобретает богатые насыщенные тона, к его поверхности прилипают оранжевые и красные листья, а ветер разносит по саду аромат спелых яблок. Зимой забор становится наполовину невидимым, спрятавшись под пушистым белым одеялом снега, словно интригуя, скрывая свои тайны. А метель расписывает его поверхно
Композиция с забором №33. Бумага, акрил, паста текстур. 55х65. 2015
Композиция с забором №33. Бумага, акрил, паста текстур. 55х65. 2015

Художник Александр Кацалап поднял до уровня искусства обычный деревянный забор, что окружает участок земли в коттеджном поселке. Он называет это: «Моя территория». Иногда добавляет «и мегаполис». Таким образом противопоставляя тихую жизнь в коттедже бурной жизни мегаполиса.

Он любит рассматривать посеревшие от времени доски забора, изучает живописную поверхность. Фактура старого дерева меняется в течении дня, зависит от сезона. Утром, под нежным светом восходящего солнца, доски забора отсвечивают золотыми оттенками, словно к ним прикоснулся волшебник. В полдень яркий свет обнажает текстуру дерева, подчеркивая каждую трещинку и сучок, которые хранят в себе истории прошедших лет.

Осенью забор приобретает богатые насыщенные тона, к его поверхности прилипают оранжевые и красные листья, а ветер разносит по саду аромат спелых яблок.

Зимой забор становится наполовину невидимым, спрятавшись под пушистым белым одеялом снега, словно интригуя, скрывая свои тайны. А метель расписывает его поверхность геометрией снежных узоров.

Композиция со снегом. Холст, акрил. 70х80.2014.
Композиция со снегом. Холст, акрил. 70х80.2014.

Весной забор пробуждается, его серые доски, освобождаются от темных сырых пятен. Солнце наполняет его светом. И старый забор молодеет, словно сбросив годы, оживает вместе с природой. Светит солнце, воздух наполнен птичьими трелями. В таком окружении забор приобретает особое живописное звучание – он уже не просто преграда, он становится мостом между природой и внутренним миром художника.

Летние вечера наполняют его жизнью: солнечные зайчики танцуют на серых досках, а тени молодых деревьев играют на нем свою причудливую симфонию. Каждый день забор открывает новое лицо, отражая смену времени и чувств, которые витают вокруг него. Он стоит как тихий свидетель, готовый остановить мгновение для тех, кто способен увидеть за пределами обыденного.

Супрематический забор. Холст, акрил. 100х120.
Супрематический забор. Холст, акрил. 100х120.

Меняется погода и забор становится всё более многослойным и многословным для художника. Дождь смывает пыль, обнажая древесину, богатую текстуру. Как драгоценные камни искрятся капли воды. Вечерами, когда воздух наполняется ароматом свежескошенной травы, забор превращается в изысканный фон для размеренных бесед, для простых радостей домашнего уюта.

Временами художник представляет свой старый забор живым существом.Забор впитывает эмоции, чувства и переживания, которые окружают его. Он наблюдает за сменой поколений, за растущими детьми, и за спокойными стариками, что останавливаются, чтобы вспомнить о прошлом. Каждый из тех, кто прикоснулся к забору, оставил на нем свой след – отпечаток души. И каждый раз, начиная новую картину, художник ищет эти следы на его живописной поверхности.

Забор. 410х440х10. Дерево, акрил. 2016
Забор. 410х440х10. Дерево, акрил. 2016

За каждым произведением автора стоит не просто забор, а целая история эмоций и впечатлений. И каждый раз, изображая на холсте свой любимый объект, художник выражает свои мысли и чувства. В каждом мазке краски, в каждой линии, он стремится показать, как природа и искусство переплетаются, создавая уникальный образный язык.

Иногда Александр персонализирует забор. Так появились заборы великих художников: Пабло Пикассо, Василия Кандинского, Джексона Поллока.

Забор Василия Кандинского. Холст, акрил. 100х120.2023.
Забор Василия Кандинского. Холст, акрил. 100х120.2023.

«Забор Василия Кандинского» — это характерные формы и яркие цвета. Это впечатления от работ мастера, выраженные с участием забора.

Картина «Музыкальный забор Пабло Пикассо»-это попытка создать образ великого мастера через его кубистический прием и старый деревянный забор. Пикассо не раз возвращался к теме музыкального инструмента. В своей работе Александр Кацалап попытался услышать его мелодию.

На своей территории художник ищет вдохновение и пытается проникнуть в глубины человеческой души. Стремление создать уникальное произведение искусства подвигло его на эксперименты с текстурой и цветом. Так в его работах забор становится не просто защитой территории, а неким объектом, произведением, способным рассказать о чувствах и переживаниях, об идеях и стремлениях, которые живут в каждом из нас.

Уплывает время как сельд. Холст, акрил. 60х80. 2020.
Уплывает время как сельд. Холст, акрил. 60х80. 2020.

Забор стал не только объектом, но и метафорой: границей между мирами, между внутренним и внешним, между покоем и волнением, между надеждой и разочарованием.

Он стал неким зеркалом жизни, символом времени и событий, что происходят на наших глазах. Через него искусство художника говорит о человеческой сущности, о природе, о жизни.

Забор отражает радости и горести, ожидания и разочарования – все то, что мы носим в себе. Художник беседует со своим забором.

И этот диалог между автором и забором стал основой творчества Александра Кацалапа, стал его символом.