Найти в Дзене
Воздушные бои

Воздушные битвы Великой Отечественной. Часть третья

45 год.  В 45 году продолжались бои в Пруссии и Латвии. Поскольку эти бои были прямым продолжением боев 44 года, мы их уже рассмотрели, аналогично и бои в небе Венгрии и Австрии.  Следовательно, осталась лишь Польша и Германия. Как выше отмечалось, здесь немцы явно «проседали», поэтому Варшавская операция не сопровождалась особенно ожесточёнными боями в небе. Бои начались позже. Они шли по нескольким направлениям – Данцигское и Штеттинское - север, Вроцлавское – юг, и, собственно, Берлинское – центр.  В небе Вроцлава встретились «старые знакомцы» - JG52 и 2 ВА. Бои здесь, естественно, проходили при большом перевесе Советской стороны, немцы вынуждены были ограничиться отдельными вылетами охотников, причём реальных успехов немцы почти не добились, сами же потери понесли существенные. Мы находим 10 побед над немецкими асами на этом направлении. Здесь погибли такие сильные пилоты, как Фюлльграббе, Хоффманн, Фэрбер, Рикгофф. Сильно ранен и не воевал более Тренкель, дважды сбит Вольфрум,

45 год. 

В 45 году продолжались бои в Пруссии и Латвии. Поскольку эти бои были прямым продолжением боев 44 года, мы их уже рассмотрели, аналогично и бои в небе Венгрии и Австрии. 

Следовательно, осталась лишь Польша и Германия. Как выше отмечалось, здесь немцы явно «проседали», поэтому Варшавская операция не сопровождалась особенно ожесточёнными боями в небе. Бои начались позже. Они шли по нескольким направлениям – Данцигское и Штеттинское - север, Вроцлавское – юг, и, собственно, Берлинское – центр. 

В небе Вроцлава встретились «старые знакомцы» - JG52 и 2 ВА. Бои здесь, естественно, проходили при большом перевесе Советской стороны, немцы вынуждены были ограничиться отдельными вылетами охотников, причём реальных успехов немцы почти не добились, сами же потери понесли существенные. Мы находим 10 побед над немецкими асами на этом направлении. Здесь погибли такие сильные пилоты, как Фюлльграббе, Хоффманн, Фэрбер, Рикгофф. Сильно ранен и не воевал более Тренкель, дважды сбит Вольфрум, сбиты Мунц и Кварда…

В небе Штеттина и Берлина работали сразу несколько эскадр, причём в основном это были свежеиспеченные подразделения, в составе которых были в основном новички, даже на командных должностях. Количества самолетов здесь было достаточно, но качество пилотов было низкое. Бои эти, однако, были для советских пилотов непростыми, потому что немцы бились отчаянно, вступали в масштабные воздушные бои. 

Нам известно о 17 поражениях немецких асов в небе Штеттина и Берлина. Это, учитывая масштабность боев, вроде бы немного. Но надо учесть, что, во-первых, самих асов тут было немного, во-вторых, обстоятельства поражений известны фрагментарно. Конечно же, реально этих поражений намного больше. А выбыло в этих боях много опытных асов – Ромм, Брандт, Фюредер, Хондт (тяжело ранены), Кальден, Франц (плен), Хардер (разбился на подбитом самолете), Баройтер, Коалл, Свобода, Шталь, Мекке, Йоханнес Келлер, Максимовиц (погибли). Интересно, что в небе Штеттина даже больше, чем в небе Берлина. Отметим, что очень многие потери понесены при атаке на «Илы» или при вылете на штурмовку. Отметим, что нам в основном известны именно безвозвратные потери. 

Як-3 - лучший Советский истребитель конца Войны
Як-3 - лучший Советский истребитель конца Войны

Итак, если подытожить, то мы видим, что в 45 году немцы оказывали ожесточённое сопротивление, но в целом, конечно, превосходство советских пилотов не имеет вопросов. Не только количественное, но и качественное. Характер боев сильно изменился, в целом ряде случаев именно советские пилоты атаковали первыми и добивались успеха, активно летали на свободную охоту, а при случае вели успешные бои на виражах. Немцы потеряли свои главные козыри – инициативу в бою и возможность работы на вертикалях. Отметим, что в небе Венгрии и Австрии свободная охота всё ещё оставалась для них довольно успешным средством ведения боя. На данном же направлении победы достигались в сложных групповых боях. Враг всё же был далеко не ничтожен, и, увы, для многих хороших советских асов эти бои стали также последними… 

А теперь мы перейдем к совершенно особым воздушным боям – боям в Заполярье. 

Изначально обе стороны не считали это направление сколько-нибудь важным. С немецкой стороны здесь работала одна группа JG77 и специальный «отряд разрушителей» той же эскадры на бф-110, который фактически действовал как обычные истребители. С Советской – 72 сап, который представлял все истребительные силы СФ, плюс 145 иап, будущий 19 гиап. Но к 42 году стало ясно, что это направление весьма важное, ведь именно здесь шли союзнические караваны. Немцы сформировали JG5, от которой три группы (одна – на бф-110) работали именно здесь. В свою очередь, и с Советской стороны были сформированы несколько истребительных полков СФ, а также 122 иад ПВО. 

Бои здесь имели ряд особенностей. Советские ВВС здесь вооружались в основном ленд-лизовскими истребителями. Большая часть боев происходила в режиме масштабных воздушных схваток, в которых с каждой стороны принимало участие большое количество самолётов. Поэтому пилоты JG5 были искушенными именно в групповых боях. Помимо боев с истребителями, важную роль играло умение атаковать советские бомбардировщики и Илы. 

Советские пилоты здесь действовали тоже иначе, чем на других фронтах. В каждом бою они старались захватывать инициативу, активно использовали атаки с вертикали, для чего «Кобра» отлично подходила, то есть именно здесь они, начиная с 42 года, не отбивались, а вели бои совершенно на равных. Особенно, конечно, славились 19 гиап и 2 гиап ВВС СФ, которые имели в составе ряд сильных асов. Но и другие действовали очень достойно. 

Отметим, что советские пилоты здесь оценивали свои успехи близко к реальности, а вот немцы страдали большим завышением, дабы не отстать от других эскадр. К 44 году это завышение достигло максимума. 

В целом такие бои развивали прекрасные качества пилотажников и у тех, и у других, однако летная дисциплина у немцев здесь была намного ниже, чем на других участках. Это и стоило им массы потерь. Можно смело сказать, что здесь советские асы превзошли немецких в эффективности. 

Мы нашли 63 поражения немецких асов на этом участке фронта, что далеко не предел. Мало кто из ведущих асов избежал здесь поражения. 

В 41 году здесь советские пилоты в основном бились на стареньких и-16 и и-153, что вовсе не мешало им одерживать победы и, более того, не уступать немцам в боях. Достаточно напомнить, что в этот период выбыли лучшие асы эскадры – Малкуш, Вольтер, Шашке, другие лидеры – Брандис, Карганико, имели поражения на счету, но уцелели. 

В 42 году проблема техники перед Советскими пилотами здесь уже не стояла. В то время, а потом и в 43 году, солировала II группа, перенасыщенная асами. Теряла она их часто. 

Судите сами. Уже весной выбыл целый ряд ярчайших асов – Якоби, Сальвендер, Данн, Пфренгер. Затем, можно сказать, выключили из борьбы Карганико, который был два раза подряд сбит, ранений избежал, но и боевой пыл утратил и в дальнейшем больше командовал, чем сам воевал. Выбыли сильные асы Хартвайн, Шумахер, Шэрф. Несли поражения другие яркие асы – Бруннер, Дебрих, Вайссенбергер, но пока уцелели. 

P-40 "Киттихоук". Советские пилоты больше любили P-39, однако и "Киттихоук" имел ряд достоинств. Минусом был плохой обзор и разнесенное по крыльям вооружение
P-40 "Киттихоук". Советские пилоты больше любили P-39, однако и "Киттихоук" имел ряд достоинств. Минусом был плохой обзор и разнесенное по крыльям вооружение

К числу основных достоинств P-40 относилась необычайная прочность. Это - P-40 Героя Советского Союза Хлобыстова Алексея Степановича после двух таранов за один вылет. Самолёт уцелел!
К числу основных достоинств P-40 относилась необычайная прочность. Это - P-40 Героя Советского Союза Хлобыстова Алексея Степановича после двух таранов за один вылет. Самолёт уцелел!

43 год стал годом крушения надежд II группы. Она потеряла своих ведущих асов Мюллера, Бруннера, Дебриха, который после ранения не воевал, также Видовица (не в бою), Веничке. Другие её ведущие асы – Морс, Эрлер, Вайссенбергер, тоже были сбиты за линией фронта, но им удалось спастись. Все эти потери сильно снизили её боеспособность, фактически она стала довольно скромной, лишившись большинства асов. 

В 44 году солировала уже III группа, особенно после того, как II группа покинула Восток. III группа заявляла кучу побед и теряла относительно мало асов, которых у неё было очень много. Однако на самом деле этими бумажными победами её пилоты маскировали общее печальное положение в воздухе. Группа воевала всё хуже и хуже. Некоторых асов она тоже потеряла, особенно отметим гибель Бергера, также ранение Фоллета, гибель Сушке. Естественно, самой тяжелой потерей была гибель Норца. Серьёзных неприятностей её пилоты советским ВВС не доставляли. 

Легендарная Р-39 "Аэрокобра", гроза Севера. На таких машинах и были сбиты здесь почти все ведущие асы врага.
Легендарная Р-39 "Аэрокобра", гроза Севера. На таких машинах и были сбиты здесь почти все ведущие асы врага.

На этом мы заканчиваем разбор основных воздушных боев Великой Отечественной. И теперь рассмотрим количество поражений асов в разных типах боев и их характер, дабы понять, что же для них было самым сложным? 

Чаще всего немецкие асы и асы их союзников терпели поражения в классическом групповом бою «истребители против истребителей». Бой этот протекал чаще всего так: встречались две группы истребителей, обычно в роли атакующих были немцы, однако затем они вступали в групповой бой и в нем несли потери. Мы нашли 176 таких случаев. Это, конечно, опровергает популярный тезис о том, что немцы все свои действия сводили к внезапным атакам, но также ярко иллюстрирует, насколько такие бои были для них сложны. 

Следующая группа поражений – при атаках на «Илы» и на бомбардировщики. В атаках на «Илы» сбито было 174 аса. Примерно столько же, сколько в классических групповых боях. Причём только в 17 случаях отличились стрелки «Илов», ещё в 13 – пилоты «Илов», в остальных случаях – истребители сопровождения. 

У немцев было три основных тактики атак на «Илы». Первая, которую чаще применяли в 42 и 43 году – внезапная атака на «Илы» без нейтрализации группы сопровождения. Вторая – синхронная атака на группу сопровождения и на «Илы» либо только на группу сопровождения с целью ослабить защиту «Илов». Эту тактику активно применяли в 44 году. Третья, самая редкая и не популярная – прорыв к «Илам» через сопровождение. Особняком, конечно, стоят те случаи, когда «Илы» вообще шли без сопровождения, но в таких случаях немецкие асы редко несли потери. 

Какая же тактика была опаснее? Как показывает практика, именно внезапные атаки без предварительной нейтрализации прикрытия. При таких атаках часто истребители успевали среагировать и либо сбить немецких асов при атаке на «Илы», либо попросту связать боем, причём в этом случае уже советские пилоты имели перевес. 

Именно таким образом, например, был сбит Хартманн в 43 году. Такой же бой стоит жизни Остерманну. Хафнера зимой 44 года тоже приземлили пилоты 721 иап при попытке прорыва к «Илам», и в тот же период был сбит Шак при отчаянной атаке на «Илы». Осенью он же был сбит в схожем бою. Таким же образом наказывали Вайсса, Бренделя, Штайнхоффа. Лайе чуть не выбыл после боя 43 года, когда он пытался прорваться к «Илам», не нейтрализовав сопровождение. В таком бою тяжело ранен в 45 году Ромм. Ещё один хороший пример – гибель Рудольфа Реша в небе Дуги. Можно вспомнить и гибель Франке в небе Сталинграда, и гибель Хюбнера в 45 году, и гибель Винцента, и гибель Эккхарда Хюбнера с Бергом… 

Впрочем, и второй способ был весьма опасен. Помимо того, что, вступая в групповой бой с сопровождением, немцы в принципе рисковали, риску подвергалась и группа, атакующая «Илы». Способ этот обычно применялся, когда требовалось именно разгромить группу «Илов» что при первом способе действия было затруднительно. Атаки шли обычно синхронно и, если не удавалось надёжно связать боем истребители сопровождения, то те бф-109, которые атаковали «Илы», подвергались большой опасности. Особенно когда советские пилоты стали применять тактику комбинированного сопровождения. А уж если шли большими группами, то тем более. 

Ярчайшим примером является гибель Адемайта. Вроде бы в том бою 4 иап был намертво связан большим боем – а всё же оказалось, что это не так. И Рязанов смог атаковать Адемайта с комфортом. Другой хороший пример – победа над Танцером. Вспомним также гибель фон Бонина и ранение Айзенаха. Сюда же отнесем гибель Ханса Гетца, Фусса, Тайманна, ранение Эллендта, гибель Плюккера… Все они пали жертвой при атаке «Илов» истребителей сопровождения, которые не были должным образом нейтрализованы.

Ту категорию асов, которые атаковали сопровождение и в бою с ним погибли, можно отнести к числу разновидностей «классического группового боя», так как характер этих боев и потерь ничем не отличался от боев, где бились только истребители друг с другом. Иногда немецкие асы даже и не собирались атаковать «Илы», а целенаправленно атаковали истребители сопровождения с целью пополнить счёт. Таких потерь, впрочем, было существенно меньше. Поскольку чаще всего на роль отвлекающих использовали не самых ведущих асов. 

Особняком стоят победы, одержанные пилотами «Илов». Их можно разделить на несколько категорий. Асы, которые сбиты, во время атаки на «Илы» проскочив вперёд и подставившись под огонь атакуемого «Ила». Другая категория – атакуя «Илы», не заметили вторую группу с сбиты её днем. Третья – атаковали «Илы», вставшие в оборонительный круг, и попали под огонь. Четвертая – те, кто умудрились быть сбитыми в групповом бою. Понятное дело, все эти бои штучные, так как сбить на «Иле» немецкого аса было очень сложно. 

При атаках на бомбардировщики сбито было 139 асов – несколько меньше, причём только 86 из них истребителями, 53 – стрелками. Почему? Ответ очевиден: попросту «Илы» использовались значительно больше, чем бомбардировщики, начиная с 42 года. Не случайно львиная доля таких потерь пришлась на 41 год. Поскольку в то время бомбардировщики часто ходили без сопровождения, то немцы и падали жертвами стрелков. 

Тактика атак бомбардировщиков напоминала тактику атак «Илов». С 42 года, когда бомбардировщики уже не летали без сопровождения, немцы либо атаковали их внезапно, либо сначала нейтрализовали сопровождение. Однако чаще приходилось прорываться с боем просто потому, что бомбардировщики сопровождались обычно более сильными полками, чем штурмовики. Так, обычно Кобры и Ла-5 сопровождали именно их. И ещё – с одной атаки сбить бомбардировщик было очень сложно, поэтому такие атаки были под силу только асам экстра-класса. Чаще всего немцы пользовались тем, что на отходе от цели бомбардировщики, как правило, строй теряли, и атаковали их. Сомкнутый строй они атаковали редко. 

Теперь посмотрим, сколько немцы потеряли при сопровождении своих штурмовиков и бомбардировщиков. Цифра на удивление скромная. 77 сбитых. 

Объяснений тут много. Во-первых, часть асов действительно на такие задания ходила очень редко, предпочитая свободную охоту. Во-вторых, немцы сопровождали бомбардировщики, обычно находясь значительно выше, а при атаках советских пилотов сами падали с вертикалей, стараясь в первую очередь сбить ведущих советских звеньев. Можно спорить про плюсы и минусы этой тактики, но она имела те преимущества, что при такой тактике немецкого аса сбить было сложно. Советские пилоты обычно не имели возможности сами нейтрализовать, как немцы, прикрытие, поскольку бф-109 находились на труднодосягаемой высоте. И атаковали немцы, имея преимущество. 

Из топовых асов в боях такого типа сбито было крайне мало: Хафнер в небе Украины летом 44 года, Вольф в небе Пскова, Лемке дважды в 42 году, Даммерс в 42 году, Дебрих в 43, Грассмук в небе Сталинграда, Петерманн, Кварда, Бартен, Толль, Кванте, Литьенс, Лейкауф, Лаутеншлегер, Вольтер, Хайманн, Пфренгер… И, пожалуй, всё. В большинстве случаев удавалось немцев втянуть в групповой бой, в котором уже советские пилоты были довольно сильны. Иногда удавалось среагировать на внезапную атаку молниеносно и сбить атакующего: так был сбит Хафнер, например, или Хайманн. Иногда получались все же и синхронные удары по истребителям и бомбардировщикам, случай с Даммерсом наиболее блестящий. Но всё же это были скорее точечные успехи. Кстати, эту тактику переняли в 41 году у Советских пилотов «МиГов». 

Отметим теперь потери во время свободной охоты в ходе внезапных атак, которые мы разделим на два типа. Первый: немецкий охотник промахнулся, после чего был сбит, либо вообще не успел открыть огонь. Второй: сбит после успешной атаки. 

По первому случаю мы находим 47 примеров, по второму – 51. А всего – 98. Вроде бы и немного, но надо помнить, что почти все эти случаи – это поражения самых лучших асов. Интересно, что количество сбитых после успешных и после неудачных атак примерно одинаковое. 

Конечно же, тут всё решала реакция. Эти бои были короткие, и тут важнее всего была расторопность и меткость. 

При неудачных атаках победы делятся на две части: советский ас, затормозив, успевал пропустить охотника вперёд и затем атаковал, не давая уйти на вертикаль. Вторая: ведомый в момент атаки по своему ведущему быстро реагировал и сбивал немца. 

Из первого примера классикой являются победы над Шмидтом зимой 43, над Вольфрумом та самая «Фанинская» победа, над Фрибелем, над Юнгом, Фухсом, Петерманном летом 43 года, Деккером. Лучший пример второго типа – победа над Кортсом, над Хаасом в 45 году, над Хёфемайером в 43 году. Были и такие ситуации, когда немец после атаки попадал под удар не замеченной им группы, тут, конечно, сразу вспоминается гибель Шульте в небе Воронежа. Реже и обычно в конце Войны, когда у Советских пилотов появились самолёты, не уступающие на вертикали немецким, удавалось после неудачной внезапной атаки немца заставить вести бой на вираже. Такое случилось с Шаком в 45 году, например. Отдельно стоит отметить и такие ситуации, когда советские пилоты успевали заблаговременно заметить охотника, подготовиться к атаке и зачастую применить маневр «лобовая атака», развернувшись навстречу. Об этом мы поговорим особо. 

Другая категория потерь – сбитые после успешных атак. Обычно это происходило на выходе из атаки. Иногда и при уходе на свою территорию. Впрочем, это происходило, когда немцы уходили после атаки на бреющем, после ухода на вертикаль их достать было невозможно. На выходе из атаки немца поймать было проще, иногда увлекшийся ас медлил, наблюдая за падением атакованного им самолёта, или пытался добить. Классический пример – Гюнтер Ралль, сбитый в 41 году. Причём в 43 году он тоже был сбит после успешной атаки, но тогда для него всё завершилось лучше. Хороший пример второго типа – Хэфнер из JG3, который, конечно, грубо ошибся и поплатился жизнью.

Есть немало и других примеров, дважды, например, так сбили Зетца. Один раз Вольфрума в 45 году. Также Эттеля в 43 году. Уход на бреющем был, в целом, ошибкой, за которую наказали Ванделя, Хаберду, Целлота, Облезера, Айхеля-Штрайбера, причём частенько у сбитых уже не было шанса спастись. Ловили после успешных атак и Хомута, и Штрассля, и Боба, и Люкке. А Хайер и Шеель, будучи атакованными в момент своей атаки, сталкивались с советскими самолетами. Такие поражения также мы находим в карьере Штайнхоффа, Крупински, Гриславски, Липферта и многих других. Эти примеры показывают, что свободная охота была все же делом опасным, и в ходе внезапных атак страдали не только советские пилоты, но и многие немецкие асы, причём в основном высшего уровня. Главным в таких случаях была внимательность, быстрота реакции и правильное построение, когда незадачливого охотника удавалось «зажать». Но, в целом, безусловно, более опасны были для немцев групповые бои и особенно атаки бомбардировщиков и истребителей. 

Теперь стоит рассказать о тех случаях, когда немцы оказывались в роли «дичи», а советские пилоты в роли охотников, то есть о тех случаях, когда асы падали жертвой внезапных атак советских пилотов. Это могли быть не только летавшие на свободную охоту советские асы, но ещё и разведчики или патрульные. Случаев таких немало – 152. 

Страдали от таких атак, что любопытно, как асы второго плана, так и эксперты. Достаточно сказать, что Баркхорна дважды так ловили. Ловили так летом 44 года и Хафнера в небе Белоруссии, и Бренделя, и Дюттманна дважды. Сюда можно отнести и ранение Тренкеля в 43 году, испортившее ему карьеру. И ранение Фённекольда в 44 году. От таких атак страдали Вальдманн, Хоффманн, Храбак, Эттель, Даммерс, Фехтель, Бауэр, Захсенберг аж трижды, Шпете, Антон Реш, Йенневайн, Ольрогге, Вюрфель в 43, Гроллмус, Вольфганг Эвальд, Хаас, Кальден, Цвайгарт, Танге, Хаммерль, Дебрих, Хардер, Мунц, Штеффен, Бухнер, Шумахер, Баройтер (дважды), Хаусвирт, Бек, Ксавьер Мюллер, Раммельт, Шнеррер, Деттке, Мюттерих, Коалл, Бёвинг-Тройдинг, Бремер, Рюттгер, Леесманн, Фэрбер… ну и так далее. Список очень велик. То есть, проще говоря, лучшие из лучших. Всех их удалось поймать советским охотникам на внезапную атаку. 

То есть мы видим, что внезапные атаки были сильнейшим оружием против выдающихся немецких асов. Причём проводили их на самых разных самолётах, даже не на очень приспособленных для этого «Яках». Лучше все же для этого подходили Ла-5 и Кобры. 

Почему же так часто сильных немецких асов ловили? Тут есть объяснение. Бф-109 был машиной атаки. Обзор из него был ограничен, задняя полусфера просматривалась плохо. Пилотам фв-190 в этом смысле доставалось реже. В группе риска были те, кто летали на штурмовку. Частенько асы были слишком уверены в своих силах и не брали страхующих сверху, и во время снижения становились хорошей целью для патрульных советских истребителей. Они получали шанс на внезапную атаку и часто им пользовались. С риском пропустить внезапную атаку были сопряжены вылеты на разведку, в целом вылеты в условиях облачности. Причём немцы раз за разом обвиняли в этих потерях ЗА, попросту не видели атакующих. Охотники, летавшие высоко, становились жертвами таких атак намного реже. Впрочем, возвращавшиеся после утомительных вылетов асы порой тоже зевали такие атаки. Именно это произошло с Эттелем, он еле сумел спастись. А вот Мюттерих в аналогичной ситуации не спасся. Похожая история произошла с Гроллмусом. Иногда советские пилоты применяли интересный приём – атака снизу, что было совсем уж опасно, хотя и требовало очень высокой подготовки атакующих. 

Главный плюс таких атак был, конечно же, психологический, он повышал боевой дух пилотов. Некоторые асы стали большими мастерами таких атак. Кстати, весьма интересно, что от таких атак больше страдали как раз асы, а не новички, поскольку немецкие новички не ходили поодиночке. А советские пилоты все же атаковали во время такой охоты чаще всего небольшие звенья или пары немцев. 

Отдельно стоит поговорить про такие приёмы, как тараны и лобовые. От таранов пострадало 13 асов немцев, из них погибли или попали в плен 10. То есть процент выбывших был очень высок. Стоит разделить тараны на несколько типов. Первый тип - лобовые тараны, которые всегда были незапланированными, но очень опасными для обеих сторон. Второй тип – случайные столкновения. Третий тип – осмысленные тараны. 

Однозначно осмысленными таранами были, пожалуй, только три или четыре: Оборина против Франке, возможно Азарова против Штоиннига, Сайко против Штефанинка, Негуляева против Сальвендера. В двух из них советские пилоты сохранили свои самолёты. Из остальных таранов столкновение, например, Ралля и Гулаева было чисто случайным, причём оба до конца так и не поняли, что произошло, то же касается гибели Лайе и, видимо, плена Сохатци. Не вполне понятно, что за таран был в случае с Лемке. В остальных случаях – Кваст, Рудольф Вагнер, Хеег, Митиг, Петерманн, тараны были на лобовых атаках, итогом осмысленных действий, но, конечно, советские пилоты не намеренно шли на них. 

Интересно и количество немецких асов, которые сбиты в лобовых атаках, не таранами. Таких случаев – 27 штук. Их тоже можно разделить гв те, где немцы сознательно шли в лобовые, надеясь на мощь своего оружия, и те, где их к этому вынудили, совершив своевременный маневр. 

Самой большой ошибкой были лобовые на «Кобру» или Як-9Т. Читатель, наверное, помнит о случае, как Нечипуренко на таком самолёте сбил в одной лобовой атаке двух асов – Шварца и Грена. Также Киттель, перепутав «Кобру» с МиГом весной 43 года, сильно пожалел. В других случаях немцев вынуждали к таким атакам. Так произошло, например, с Фухсом, с Вендтом. При атаке на Ла-5 и особенно на стандартный «Як» лобовые были сильным оружием, и все же немцы иногда в них терпели фиаско. Дело решала меткость советских пилотов. Самые известные случаи – гибель Штотца, Шмидта, Хесселя, Фишера. Отдельно можно отметить лобовые на и-16, которые тоже были сильным оружием, достаточно вспомнить Грайзерта или Лаутеншлегера. Словом, атаки в лоб советские пилоты охотно при случае использовали, так как они давали шанс в бою на победу. Но все же этот стиль атаки был довольно редок. Немцы либо успевали этих атак избегнуть, либо, наоборот, использовали эффективно. В зависимости от ситуации. Иными словами, изучив все обстоятельства, мы можем сказать, что и лобовые атаки, и тараны были весьма редким оружием против немецких асов, случаи эти даже можно назвать единичными. 

Итак, мы, рассмотрев обстоятельства, в которых немецкие асы несли потери, переходим к наиболее интересной части нашего исследования. А именно – к разбору работы Советских полков, которые более всего преуспели в борьбе с немецкими асами. А также и отдельных пилотов, которые были наиболее успешными киллерами немецких асов.