Почему-то обычно говорить про подготовку помещения и раздавать советы любят люди, которые ничего в этом не понимают. У меня на этот счёт своё мнение.
Был у меня один знакомый по переписке с авито, он плотно-плотно этим занимался, показывал свою комнату с некрасиво смотрящимися самодельными матрасами на стенах и огромными бас-ловушками по углам, рассказывал про DSP-процессор, с помощью которого настраивает в комнате идеальную АЧХ с помощью измерительного микрофона, а колонки стоят на определённой высоте на регулируемых подставках, и у каждого предмета есть своё место, чтобы ничего не нарушилось.
Я не сомневаюсь, что у него прекрасный звук, которого я, возможно, никогда не слышал, но это не для меня. Я живу в маленькой квартире, и лишней комнаты у меня нет, а жить в некрасивом и нелепом интерьере не хочется. Но это, пожалуй, единственный человек, который действительно разбирается в том, что советует, но повторять за ним я не захотел. А чаще всего, просто советуют купить какие попало ненужные поролоновые панельки и тупо наклеить на стены))
Покупал усилитель у одного столяра, который сам сделал много вещей: рассеиватели, акустические панели, бас-ловушки. Надо сказать, звук у него в комнате прекрасный! Ничего плохого сказать не могу. Но сам в звуке он не разбирается, ничего не измеряет, а просто делает и пробует. Выглядит это посимпатичнее и посерьезнее матрасов, но стоят все такие вещи не дёшево, и могут просто не подойти под ваше помещение (я бы за эти деньги ещё одни колонки купил).
Я хорошо слышу влияние тех или иных предметов в комнате, особенно открытой двери (всегда закрываю), или тканевого чехла на проекторе слева (он уравновешен на слух полотенцем на колонке от домашнего кинотеатра справа), или накидки на диване.
Но самое главное для меня в звуке, чтобы не было малейшего перекоса по каналам, и чтобы колонки звучали одинаково! Это необходимое для меня условие. Ненавижу, когда через 5 минут прослушивания с одной стороны как будто чего-то не хватает. Надо сказать, это не просто неприятно и отвлекает от прослушивания, а делает невозможным услышать объём.
Разумеется, на баланс звука влияют не только лишь помещение и предметы в нём, но и аппаратура. Усилитель и источник тоже вполне могут иметь перекос звука, поэтому иногда полезно менять местами каналы или колонки, и послушать разницу.
Ну и разумеется, расположение колонок и углы их поворота тоже очень заметно влияют. Это, пожалуй, главное, что помогает выравнивать баланс. Колонки не обязаны быть на одном расстоянии от стен и слушателя, или смотреть под одинаковыми углами (просто визуально не должны вызывать диссонанс).
О проблемах в моей комнате
Когда колонки стояли просто на полу, или на родных подиумах из МДФ, то поднимался какой-то низкочастотный шум, который бил по башке. Тогда мечтал попробовать гранитные плитки, и не прогадал, заказав их в ритуальном агентстве. Ещё между плитой и колонками положил сантехнические прокладки. Когда я это сделал, то просто закрыл вопрос навсегда, меня просто всё устроило. Ещё иногда говорят, что в комнате слышно эхо. Но я его не слышу, совсем. Если оно и есть, то очень слабое и облагораживает звук!
Мне всё очень нравится, именно в помещении ничего менять бы не хотел, однако были мысли двигаться в этом направлении, сделать рассеиватели звука на пробу (без расчетов и измерений, просто попробовать повесить их сзади себя, чтобы звук лучше рассеивался и было ощущение пространства сзади). Однако это много труда и не дёшево (около 5000). Это слишком большая плата, чтобы просто попробовать.
В общем, я просто нашёл компромисс в комнате (которая по совместительству ещё и домашний кинотеатр, расположенный вдоль комнаты), не потратив на обработку помещения ни копейки (плитки я считаю частью акустической системы, а не помещения), и несколько лет ничего не менял. У меня в комнате нет лишних предметов, и в принципе, меня всё устраивает, а главное - звук воспринимается как одинаковый, несмотря на несимметричное расположение дивана, и в целом комнаты (с одной стороны стена, с другой - окно).
Но окончательно я понял, что комната - это не главное, и мне не нужно ничего делать с акустикой помещения, когда сделал первые самодельные колонки на хороших динамиках за $400 (а в готовых фирменных колонках динамики и кроссовер часто составляют всего около 10% от цены). Я услышал такую огромную разницу по сравнению с фирменными b&w 684 (прибл. $1000-1300), какую никакие деревяшки или тряпки не дадут! Вот тогда и понял, что можно ещё расти и расти только за счёт других колонок, и получить значительную разницу, а не просто выкидывать деньги на микро-изменения.
А ещё, наверное, вы уже знаете, что я увлекаюсь настройкой звука в linux (не всякие эквалайзеры и улучшайзеры, а просто расчищаю дорогу для звука и делаю его точнее). В сравнении с акустикой помещения, это даёт не меньшие результаты, при этом не требует тратить деньги и физического труда.
Стоит ли обязательно делать акустическую обработку?
Акустическая обработка необходима только тем, у кого есть явные проблемы помещения (комната гудит, сильное эхо). Остальным можно двигаться по мере возможности, и разница будет заметна (из того, что я слышал), но не нужно на ней зацикливаться - это вообще не главное, на что стоит тратить деньги - другая аппаратура даст больше. Правильная обработка помещения (а не просто выбросить деньги на дешёвый поролон, чтобы выглядело как будто в студии) стоит очень дорого, требует много труда и терпения, специальных знаний и оборудования, миллионов экспериментов.
Но самое ужасное, что поменяв колонки, вероятно, что и обработка нужна будет уже другая. В моём случае, лучше вложить эти деньги в аппаратуру (как минимум, можно просто купить колонки подороже), и будет лучше! Но там, где не требуется вкладывать деньги, можно обойтись простыми вещами (подвигать мебель, найти место для колонок), стоит немного потрудиться, и это даст 80% результата, если в итоге колонки заиграют одинаково в вашем помещении в месте для прослушивания.
А если у вас акустика за миллион, то только тогда уже разумно вкладывать какие-то деньги в акустическую обработку, просто потому что это будет в разы дешевле, чем другие колонки за 2 миллиона.
Я не хотел сказать, что от акустической обработки помещения разницы не будет, или что это выброшенные на ветер деньги, просто это не то, с чего нужно начинать, если у вашего помещения нет конкретных проблем (сильное эхо, гудит комната, играет пол) - это сложный путь, и имеет смысл только когда другие пути уже закрыты, а ещё я считаю, что можно сделать хуже, если ничего в этом не понимаешь, и даже не поймёшь этого.
Нет, может быть, я ошибаюсь? Поделитесь своим опытом!