Неожиданно насыщенный год в истории авиации
Год 1785 оказался неожиданно богатым на достижения в области авиационных технологий. Хотя «полет» официально считается достигнутым только в 1903 году, уже в 1785 году несколько людей занимались воздушными перелетами на шарах. До того как братья Райт поднялись в воздух на своем примитивном самолете, люди пытались преодолевать значительные расстояния с помощью аппаратов легче воздуха, работающих на горячем воздухе или горючих газах. Эти достижения ныне почти забыты, но именно они заложили интерес к полетам, который в конечном итоге привел к появлению современной авиации.
В 1785 году главной целью стало перелететь на воздушном шаре через Ла-Манш. По меньшей мере две команды занимались разработкой шаров, которые могли бы доставить их из Франции в Англию. Это было время, когда король Франции часто приглашал воздухоплавателей в свои сады в Версале, чтобы наблюдать за их запуском и тем, как шары неспешно поднимаются над парижским горизонтом. Воздухоплавание стало настолько популярным, что даже получило новое название — «шаромания».
Первый пилотируемый полет на воздушном шаре состоялся в 1783 году благодаря французу Пилатру де Розье. Розье смог пролететь над Парижем 25 минут, убедив короля позволить ему самому управлять шаром. (Король изначально хотел использовать в качестве пилотов осужденных преступников, в случае если шар потерпит крушение.) В 1785 году Розье возглавлял одну из команд, стремившихся первыми пересечь Ла-Манш на воздушном шаре. Другая команда состояла из француза Жана-Пьера Бланшара и американца Джона Джеффриса.
Шар Бланшара был простым газовым шаром, наполненным водородом, который был значительно легче воздуха. Основная проблема заключалась в том, чтобы получить достаточное количество водорода для надежного подъема корзины и поддержания шара в воздухе на протяжении всего перелета.
Шар Розье, с другой стороны, был гибридным: он сочетал горячий воздух и газ в новаторском дизайне. Гибрид Розье обладал преимуществами обоих типов шаров, минимизируя их недостатки. Однако его конструкция была мало протестирована и ненадежна на данном этапе разработки. Но Розье хотел пересечь Ла-Манш на своем шаре, чтобы впечатлить французского короля и доказать, что его гибрид имеет будущее в воздухоплавании.
К сожалению для Розье, Бланшар и Джеффрис стартовали из Англии 7 января и смогли пересечь Ла-Манш за три часа, приземлившись под восторженные крики в Кале.
Во время полета водородный шар Бланшара едва не упал. Шар потерял значительную высоту, и мужчины были вынуждены выбросить за борт все, что находилось в корзине. Бланшар необъяснимо взял с собой весла, пропеллеры и якоря, полагая, что они смогут «гребсти» в воздухе или использовать их в случае приводнения. Однако, когда поверхность Ла-Манша стала приближаться, они передумали о посадке на воду.
По легенде, им даже пришлось выбросить свою одежду, включая штаны. Но риск оправдался. Когда все упало в Ла-Манш, шар вновь набрал высоту, и мужчины спаслись.
В это время Розье с тоской наблюдал за происходящим. Он хотел первым пересечь Ла-Манш на шаре Монгольфье, но счел его неподходящим для столь длинного путешествия. Вместо этого он занялся доработкой своего гибрида. В начале 1785 года он пытался запустить шар несколько раз, но конструкция упорно не желала работать.
Только в июне 1785 года шар Розье наконец смог взлететь. Его план заключался в том, чтобы стартовать из Франции и направиться в Англию. Хотя он не мог получить главный приз за первый перелет через Ла-Манш, у него оставалась честь совершить первый пилотируемый полет над Парижем и пересечь пролив на шаре собственного дизайна, а не на простом водородном шаре.
15 июня 1785 года Розье поднялся на своем шаре вместе с ассистентом Пьером Роменом. Шар изначально набрал хорошую высоту, но внезапный ветер стал относить его вглубь страны, а не над водами Ла-Манша. На глазах у людей, наблюдавших с земли, шар загорелся, а затем резко сдулся.
Шар упал с высоты 450 метров, убив Розье и Ромена. Он рухнул недалеко от города Вимерё, Франция. Впоследствии французский король приказал отчеканить медаль в честь Розье и предоставил его семье государственную пенсию. Король часто наблюдал за экспериментами Розье и присутствовал при его первом полете два года назад. Он считал утрату Розье большой потерей.
Гибридный шар Розье не смог пересечь Ла-Манш, но его конструкция сохранилась до наших дней и до сих пор носит его имя.
1785 год ознаменовался первым пилотируемым полетом через Ла-Манш и созданием совершенно нового шара Розье. Этот год также стал трагическим из-за гибели воздухоплавателя. Тем не менее, события этого года положили начало шаромании, охватившей Европу с 1785 года и продолжавшейся вплоть до катастрофы дирижабля «Гинденбург» более чем через столетие.
Воздухоплавание — это в значительной степени забытая часть истории авиации. Но идея подняться в корзине в 1785 году была захватывающей и опасной. Уроки, извлеченные из воздухоплавания, сыграли важную роль в развитии более современных форм полета.
Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь пожалуйста на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos