Найти в Дзене
История Мира

Андалальская битва

Разгром сотрясателя Вселенной Надир-Шаха. Предшествовало этому всему бурные события 20-30-х годов 18 века череда кровавых сражений и непредсказуемые перепетии, приведшие ведомого жаждой мести и славы шахиншаха Ирана аффшара Надира-кули-хана с войском более 100 тысяч в Дагестан, из которого 52 тысяч воинов подошли к границам Андалала,имевший население около 15 тыс.человек . Андалальское сражение (перс. نبرد اندالال) — эпизод третьего дагестанского похода персидского правителя Надир-шаха, в ходе которого шах, стремясь завоевать Дагестан в 1741 году, направился в область Андалал  для его покорения, но потерпел поражение. Ожидая поход, организатор сопротивления предводитель легендарный андалальский кадий Пир-Мухаммад и руководитель Ибрагим-Хаджи Гидатлинский заранее обратились за военной помощью ко всем дагестанским общинам. Простояв около месяца у Кумуха, шах соединился с другими отрядами и с объединённым войском обосновался у селений Мегеб и Обох, тем самым войдя в Андалал. Сохранилис

Разгром сотрясателя Вселенной Надир-Шаха.

Совещание горцев перед битвой с персами в Андалале.
Совещание горцев перед битвой с персами в Андалале.

Предшествовало этому всему бурные события 20-30-х годов 18 века череда кровавых сражений и непредсказуемые перепетии, приведшие ведомого жаждой мести и славы шахиншаха Ирана аффшара Надира-кули-хана с войском более 100 тысяч в Дагестан, из которого 52 тысяч воинов подошли к границам Андалала,имевший население около 15 тыс.человек .

Андалальское сражение (перс. نبرد اندالال) — эпизод третьего дагестанского похода персидского правителя Надир-шаха, в ходе которого шах, стремясь завоевать Дагестан в 1741 году, направился в область Андалал  для его покорения, но потерпел поражение.

Ожидая поход, организатор сопротивления предводитель легендарный андалальский кадий Пир-Мухаммад и руководитель Ибрагим-Хаджи Гидатлинский заранее обратились за военной помощью ко всем дагестанским общинам.

Пир-Мухаммад кадий Андалала сидит на каменном стуле.
Пир-Мухаммад кадий Андалала сидит на каменном стуле.

Простояв около месяца у Кумуха, шах соединился с другими отрядами и с объединённым войском обосновался у селений Мегеб и Обох, тем самым войдя в Андалал. Сохранились два письма Ибрагима к шаху, где уговаривал его не вести ненужную войну с мусульманами, он писал: «Нас мало, но острый дагестанский клинок достанет тебя. Ты уходи!». В Андалал толпами стали собираться горцы со всего Дагестана. Кайтагский уцмий Ахмед-хан, который находился в тылу персов, тайно координировал планы действий против шаха.

Мемориальный комплекс Ватан на месте битвы с персами, поле Хициб.
Мемориальный комплекс Ватан на месте битвы с персами, поле Хициб.

Боевые действия начались в сентябре 1741 года. Многочисленные иранские войска начали военные действия одновременным нападением на сёла СогратльМегебУллучараОбохЧох и другие. Близ этих селений в течение нескольких суток длился кровопролитный бой. По планам Надира, с началом сражения в Андалале, должно было совпасть вторжение в Аварию отрядов Лютф-Али-хана, Хайдар-бека и Джалил-бека через Аймакинское ущелье. По этому же плану с ними должен был наступать Хасбулат-шамхал для реализации главного замысла персов — окружить горцев с двух сторон и разгромить их в главном сражении.

Местом основного сражения с персидскими силами, отвечающим стратегическим замыслам горцев — лишить шахские войска возможности маневрировать крупной кавалерией и пехотой, — была определена наклонная плоскость Хициб, которая представляет собой террасу, отделенную от Согратля рекой и крутыми склонами горного хребта. Была придумана эффективная стратегия: угнать коней противника, лишить мобильности кавалерии, после чего, не дожидаясь их атаки, неожиданно начать наступление на их лагерь.

Исполняя свой план, ночью 22 сентября горцы подобрались к персидскому лагерю, выкрали крупную часть боевых коней, благодаря чему кавалерия оказалась выведенной из строя. Очнувшись, иранцы ничего предпринять не успели. Развернулась масштабная битва на обширной местности от Аймакинского ущелья до Согратля, где обе стороны задействовали крупные силы. Первоначально борьба шла для горцев с переменным успехом, затем войскам шаха удалось их оттеснить. Когда Надир начал решающее наступление, подошло подкрепление, в числе которых было много и женщин. Невероятным усилием противники шаха добились перевеса. Персидские войска, не выдержав мощного натиска, дрогнули, а затем обратились в бегство.

Решающее сражение произошло осенью 1741 года у селения Согратль после пяти дней кровавых боев. Надир-шах бросил в бой последний резерв и проиграл – подоспевшие отряды Ахмед-хана Мехтулинского разбили иранцев. Известно, что в сражении участвовали и женщины, сражавшиеся наравне с мужчинами.

Ахмад-хан 2 Мехтулинский.
Ахмад-хан 2 Мехтулинский.

Узкая горная местность была на руку. Персы же, обученные воинскому делу на открытой местности, как следует развернуться и дать бой не могли – со всех сторон их ограничивали скалы и обрывы.

Благоволила горцам и погода, поливая захватчиков холодным дождем и размывая дороги, затрудняя передвижение и отступление.

Армия дагестанцев росла с каждый днем – в Андалал стекались добровольцы со всего Дагестана. В то же время армада персов понесла серьезные потери: 30 тысяч воинов, десятки тысяч лошадей, большую часть вооружения.

28 сентября 1741 года Надир-шах начал отступление из Андалала . Дагестанцы кинулись в погоню и преследовали противника.

Поражение персов продемонстрировало аварцам, что те не всесильны и вдохновило на новую борьбу. По всему Дагестану вспыхивали восстания, персов гнали отовсюду. Неудача подорвала мощь Персии и помогла Дагестану завоевать независимость.

     Французский посол де-Ла-Шетарди доносил, что поражение было тем значительнее, что Надир «дал заманить себя в ловушку и попал в ущелье, где скрытые с двух сторон войска провели ужасную резню над большею частью его армии». Считается, что в Андалале Надир потерял половину людей и почти всех лошадей. Личный секретарь шаха Мехти-хан Астрабадский назвал Андалал «областью несчастья», где «солдаты Надира пришли в добычу врагам».

Надир сделал попытку привлечь подарками и обещаниями на свою сторону владетелей Дагестана. Однако те отвергли его предложение. В ответном письме хан Аварии писал ему:

Не смог так же шах и поднять боевой дух своей армии. И. П. Калушкин, русский посол, писал, что напрасно «он столько труда принимает, потому что он скорее все свое войско потеряет и сам пропадет, нежели лезгинцев (дагестанцев) покорит».

Профессор Расул Магомедов, описывая причину победы горцев в схватке писал, что «масса людей показала на деле свою способность подняться выше интересов своего двора и села, глянуть дальше пределов своего джамаата, ощутить себя не только андалалцами, карахцами, гидатлинцами, акушинцами, лакцами, но, прежде всего, дагестанцами. История показала, что эта способность наших предков в XVIII в. оказалась спасительной».