Трагедия в Черном море.
Почему мазут сложно убрать и что будет дальше с морем? Интервью волонтера моря с экспертом топливного рынка Виктором Чуяковым о последствиях трагедии в Керченском проливе.
Зимние каникулы 24/25 я провела в Анапе. Так совпало. Трагедия в Черном море случилась за три дня до моего отъезда из Петербурга. Пошла в штаб в посёлке Витязево и стала волонтером моря.
Я работаю в нефтегазовой отрасли более 15 лет. Сделала не один медиа-проект о топливе. Но эта трагедия...! Было много вопросов: почему? что дальше? как долго? Со мной на связи был человек, которого я глубоко профессионально уважаю - эксперт по топливным технологиям Виктор Чуяков. В прошлом он также был экспертом швейцарской сюрвейерской компании SGS и генеральным директором представительства британской сюрвейерской компании "Интертек". В общем, хорошо с мазутом "знаком". С разрешения Виктора Ивановича, я собрала нашу переписку в интервью и публикую в открытом доступе.
Виктор Иванович, работая волонтером на пляже, все время вспоминала вас – очень много возникало вопросов. Знаю, что вы долго работали с мазутом именно при водных перевозках. Мазут всегда так выглядит - небольшие комки, напоминающие кожуру мандарина?
- Мазут - это фракция перед битумом. Чтобы держать его в жидком состоянии, танки судов специально подогревают. Когда попадает в холодную воду, то может расслаиваться. Часть тонет, а легкая часть всплывает. «Мандариновая кожа» на легкой фракции, это след от лопнувших газовых пузырьков. Он ещё и токсичный к тому же. В воде со временем затвердевает и становится твердым, как смола. Но это долгий процесс, несколько лет.
Нам говорили в Анапе, что собранный мазут вместе с песком на полигоне будут сжигать. Насколько это эффективно? Это ведь токсичный дым, как вы и говорите.
- Да. Но, к сожалению, кроме как сжигать, пока другого эффективного способа утилизации нет.
Надолго это, как вы считаете?
- Последствия этого ЧП будут длится несколько лет. Донная живность и рыба сильно пострадают.
А почему танкеры было решено подогревать? Не легче ли было в твёрдом виде достать мазут, если вода его охладила.
- Я с ним (мазутом) имел дело довольно долго. Его пока в жд-цистернах везли в Порт "Кавказ", он в желе превращался, так что метршток было не воткнуть для измерения уровня. С ним можно работать только в подогретом состоянии, градусов 40-50. Иначе не откачать. И с берега, к сожалению, кроме как руками, его не собрать. Если убирать техникой, то весь песок с пляжей надо вывозить.
И это важно сделать до наступления тепла, т.к. летом он нагреется и потечет вниз, в песок. Сверху будет чистый песок, а пройтись босиком - все подошвы будут в мазуте. Я это в Испании на пляже «Коста Брава» ощутил. Там была авария нефтяного танкера за год до этого, и пляж был чистым. А по песку пройдешь - чёрные пятна на ногах.
Кроме того, в теплой воде к лету он будет всплывать из глубины на поверхность.
Виктор Иванович, а что вообще, делал такой опасный груз в районе сплошной курортной зоны?!
- Это существующая схема движения мазута с волжских НПЗ. В частности, Самарские Куйбышевский и Новокуйбышевский НПЗ, Саратовский НПЗ - для разгрузки на крупное судно-накопитель, которое используется в качестве плавучего терминала. С этого терминала грузятся крупные морские суда для отправки на экспорт. В большинстве случаев мазут используется как сырье для дальнейшей глубокой переработки на зарубежных НПЗ. Некоторые марки используются в качестве судового топлива - крупные морские суда оснащены двигателями, использующими мазут в качестве топлива.
Почему мазут так быстро перемещается? Ведь это тяжёлая фракция! Попал уже в Азовское море - на другую сторону берега.
- Это особенности гидрологии. В Черном и Азовском морях есть течения и поверхностные, и подводные. Мазут попал в разные слои в толще воды, и течения его разносят. А штормы перемешивают верхние и средне глубинные слои воды. Получается, что мазут резко появляется во время и после шторма там, где его на поверхности моря не было.
Да, я была на пляже в день шторма – это было ужасающе. Мазут приносило беспрестанно. Мы убирали, а с новой волной берег вновь был черным.
Будет ли сезон в Анапе?
Виктор Иванович, какой вы, как специалист, даете прогноз? Что будет с Черным морем?
- Катастрофичные последствия будут от мазута, который уже в воде. По мере потепления воды он будет всплывать. Под водой его не взять. Поэтому к лету будет опять появляться. Откачка мазута предотвратит его дополнительную утечку в море и подпитку загрязнений. Но того количества, которое уже утекло, будет достаточно для периодического его очагового появления в разных местах.
Но пока Анапа живет обычной жизнью. Люди надеются на новый сезон. Он возможен, как вы считаете?
К сожалению, естественная «переработка» мазута бактериями и другими природными факторами займет несколько лет. Речь идет о 8-ми годах и более. Но сейчас столько трудов люди прикладывают для ручного сбора, что их усилия даром не пропадут. Та часть «свежего» мазута, которую убирают люди, существенно может снизить последствия от разлива. Снижается концентрация вещества - ниже эффект от его воздействия.
Дополнено: 24 января Министр природных ресурсов и экологии России рассказал, что делается, чтобы обеспечить "чистый" летний сезон в Анапе