Барби - само совершенство, недостижимый идеал и просто кукла. Её жизнь - это круговорот торжества и вечеринок. Ещё у неё есть приятель Кен, который ей не очень-то интересен. Однажды манямирок Барби начинается рушится - она начинает плавно превращаться в человека, утрачивая совершенство. Чтобы разобраться в происходящем, она должна покинуть Барбиленд и отправиться в реальный мир, где всё устроено совсем по-другому. Но Кена это даже радует...
Фильм про куклу «Барби» был анонсирован ещё в 2009 году. И периодически всплывавшие о нём новости в общем-то воспринимались с кислым скепсисом. Примерно наподобие того, с каким геймеры смотрят на игры по лицензиям, клепаемые в кратчайшие сроки к выходу блокбастера. Экранизации подвергаются стендапы, анекдоты, а в новом веке даже мемы. Поэтому неудивительно, что и Mattel (производитель Барби) решили поднять продажи подобно тому, как это сделали, например, Lego.
Шум поднялся, когда на главную роль была заявлена Эми Шумер. И хотя это противоречивое кастинговое решение уже через год было отозвано, Шумер явно успела приложить свою руку к первому черновику. Поскольку прославилась она как раз выступлениями, на которых иронично рассуждает о своих комплексах, связанных с нелёгкой женской долей в мире стереотипов. А поскольку в конечном итоге главной героиней стала «стереотипная Барби», то и актрису искали с более кукольной внешностью - Энн Хэтэуэй или Галь Гадот.
Когда рабочие графики не сошлись, ВНЕЗАПНО вспомнили про лицо продюсерской компании LuckyChap Entertainment, которая и занималась производством «Барби». Кто же ещё, как не Марго Робби, вместе с её лучезарной улыбкой? Когда в партнёры ей был определён прошедший школу серьёзного авторского кино Райан Гослинг, скептики призадумались.
Призадумались, а позже ещё и стали подливать масла в огонь рекламной кампании, когда случился «Барбенгеймер». Как там говорил Джокер у Нолана - вот что бывает, когда сталкиваются.... Шутка ли - дорогостоящая рекламная кампания кукол с самыми топовыми актёрами десятилетия - против очередного великого фильма о великой войне гениального фильма от гениального режиссёра. Давно киноиндустрия не знала столь легендарной схватки за душу зрителя.
Впрочем, победила дружба. «Оппенгеймер» замер в шаге от миллиарда, «Барби» - в паре шажков от полтора миллиарда кассовых сборов. Хотя в домашнем прокате цифры сильно различаются - успех «Барби» в США в два раза опережает творение Нолана. Ну, неудивительно. Детям - куклы, женщинам - Гослинг, мужчинам - Робби. Даже хороший вопрос, кто к кому сел на хвост - Барби к Нолану или же наоборот? Поди спроси у прохожих, как нынче модно снимать для тик-токов, кто такой Оппенгеймер?
Без этой прелюдии не обойтись, поскольку успехи «Барби» на самом деле пугают. Невольно призадумаешься, а что если теории заговора о социальной инженерии через кинематограф - не выдумки? Поскольку совершенно невинная в первой половине хронометража «Барби» к финалу набирает такие обороты по теме эмансипации, что всякие Disney вместе с их засильем SJW и повесточками на каждый день могут только позавидовать.
Изначально это кино более, чем располагает к себе. Работа художников по созданию Барбилэнда действительно заслуживает похвал. Как и аранжировки талантливого Марка Ронсона. Вообще в сочетании с грамотно подобранным саундтреком начало смотрится как топовый клип. Тематическая направленность хитов Dua Lipa или Cyndi Lauper правда уже намекает на недоброе, но это только для тех, кто знаком с их творчеством. Для всех остальных - настоящий праздник для глаз и ушей.
Завязка фильма, безусловно, хороша. Барби, озадаченная экзистенциальным кризисом - контраст не новый, но проверенный. Потешный парафраз «Матрицы» завершается на ноте детерминизма. И вот дальше по идее должна разворачиваться классическая история про попаданцев - с которой, как правило, только начинается всё самое интересное. Увы - для Барби всё интересное на этом моменте заканчивается. Но не для Кена.
Было бы любопытно узнать, кто из сценаристов отвечал за линию познания мира Кеном. Поскольку этот сегмент удался у авторов гораздо лучше. Тут одновременно и юмор, и ирония, и чисто по-человечески гораздо более вразумительное отношение к самому персонажу. Да, в финале Кен отчасти возвращается к тому статус-кво, в котором пребывал в начале, но уже с гораздо большим потенциалом.
А что касается Барби, то здесь феминистические истерики её критиков в лице блудливой мамаши и особенно её гиперпрогрессивной дочери вызывают неприятное чувство у зрителя. Известно, что в Mattel возмущались по поводу сцены, в которой Саша называет Барби «фашисткой». Глядя на гламурную Ариану Гринблатт хочется спросить: «Девочка, ты вообще знаешь, что это слово означает?»
Социальное кино, как правило, апеллирует к зрителю через конкретные частные судьбы персонажей. В «Барби» же мир вымышленный, не имеющий каких-либо ограничений. И это в какой-то степени делает авторам сценария медвежью услугу. В том смысле, что они пытаются нахрапом говорить за всех. Феминизм, эмансипация, маскулинность, патриархат и т.д. - абсолютно всё метётся под одну гребёнку.
Гервиг выносит приговоры с лёгкостью Барби-судьи, видимо, вообще не понимая, что борясь со стереотипами, сама же ими заговорила. «Ты должен был бороться со злом, а не примкнуть к нему!» - кричит где-то Оби-Ван Кеноби и те зрители, кто понимает всю неадекватность концепции освобождения Барби из Кендомлэнда. Да, это непосильное дело разложить по полочкам все противоречия между полами за один фильм. Иначе бы давно прекратили выпускать «Мужское / Женское».
Но, как говаривал один знаток: «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе». Гервиг вместе с Баумбаком создали Барбилэнд как кривое зеркало представлений о взаимоотношениях в современном мире. Но понимание целого невозможно без понимания частностей - герменевтика, как никак. Конечно, у авторов есть отличное оправдание для отступления - дескать, это про модель сосуществования именно в Барбилэнде, а не в реальности. Но вряд ли подобная индульгенция позволяет делать обобщения космического масштаба, которым можно уподобить только что-нибудь вроде фразы: «Все женщины - эскортницы».
Финал с победой Барби над Кенами вообще воспринимается как назидание для всех несогласных: мол, трепещите. В этом плане кстати говоря есть один маленький, но весьма характерный эпизод, который очень хорошо показывает, как авторы старательно отмахиваются от всего, что не вписывается в диктуемую ими парадигму. Когда Барби знакомится с Сашей, её подружки выражают солидарность в отношении негатива в адрес Барби. Все, кроме одной, но ей тут же затыкают рот. А вот как раз мнение этой юной леди было бы полезно услышать.
Робби - не радует глаз, а скорее, раздражает. Возможно, что её эксцентричные натянутые улыбки просто уже успели надоесть после трёх выступлений в роли Харли Квинн (хотя в эту же копилку стоит кинуть и образ Шерон Тейт). Америка Феррера раздражает ненужным натянутым комикованием. Обилие звёзд, играющих различные версии Барби и Кена, в общем-то, погоды не делает.
А вот кто действительно молодец, так это Кейт МакКиннон и Райан Гослинг. Оба исполнителя очень тонко ухватили суть персонажей и с умной иронией воплотили их на экране. МакКиннон хочется похвалить в первую очередь за то, что исполнила «Странную Барби» не прибегая к глупой эксцентрике. А Гослинг, в свою очередь, просто «купается» в образе, затмевая на экране абсолютно всех. Пожалуй, не лишним будет упомянуть о том, что во время съёмок Марго Робби часто портила дубли, оттого что натурально начинала угарать от монументально серьёзной игры Райана.
Тему «Что делает человека человеком?» успел заездить ещё Гильермо дель Торо в «Хеллбой: Герой из пекла», а вслед за ним личности и похуже, вроде Зака Снайдера. Конечно, «Барби» ближе к «Зачарованной» или «Пиноккио», чем к кинокомиксам. Но трогательные ноты в самом финале, кинохроника из домашних архивов членов съёмочной группы, увы, не трогает. Сказка о принятии себя за всеми пёстрыми аттракционами всё-таки слишком болезненно вдалбливает в мозг зрителю свою идеологию. Как-то не по-человечески.
И после просмотра вообще остаёшься с каким-то мерзким ощущением, которое обычно оставляют некоторые фильмы Сарика Андреасяна. Впрочем, наверное неотёсанному мне просто не дано понять всех глубин этого шедевра. Ведь кто я, а кто Барби? Режиссёр не раз повторит с экрана, что Барби - личность. Не поняли? Л-И-Ч-Н-О-С-Т-Ь.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.