Найти в Дзене
Проделки лисы

Найти Бэнкси: апофеоз постмодерна или эстетика вторичности?

Выставка «Найти Бэнкси» давно стала одной из визитных карточек ВДНХ, я окультурилась на ней в конце прошлого лета, а добралась до рефлексии только сейчас. Первое и главное удивление: насколько широким автором и художником является Бэнкси в плане охвата разных жанров, техник и способов высказываться. Для меня много лет он был просто очень крутым, заметным и глубоким стритарт-творцом, но, оказалось, масштаб его персоны гораздо мощнее. Многие наверняка считают большую часть его творчества чем-то вторичным за счёт цитирования других авторов или в принципе не воспринимают, как искусство. Но здесь имеет место фундаментальный вопрос о том, что представляет собой искусство сейчас, что достойно считаться им и оставить место на культурной полке нашего поколения. С 50-х годов, наверное, современное искусство стало максимально расплывчатым в своих категориях, более концептуальным, многослойным и минимально подверженным нормам и канонам академических догм. Центральное место занимает не мастерство

Выставка «Найти Бэнкси» давно стала одной из визитных карточек ВДНХ, я окультурилась на ней в конце прошлого лета, а добралась до рефлексии только сейчас. Первое и главное удивление: насколько широким автором и художником является Бэнкси в плане охвата разных жанров, техник и способов высказываться. Для меня много лет он был просто очень крутым, заметным и глубоким стритарт-творцом, но, оказалось, масштаб его персоны гораздо мощнее.

Многие наверняка считают большую часть его творчества чем-то вторичным за счёт цитирования других авторов или в принципе не воспринимают, как искусство. Но здесь имеет место фундаментальный вопрос о том, что представляет собой искусство сейчас, что достойно считаться им и оставить место на культурной полке нашего поколения.

С 50-х годов, наверное, современное искусство стало максимально расплывчатым в своих категориях, более концептуальным, многослойным и минимально подверженным нормам и канонам академических догм. Центральное место занимает не мастерство техники автора, сложность созданного объекта, особенности используемых материалов и т.д., а банально и просто — идея. Если есть некое высказывание, которое задаёт новый смысл, коннотацию, новое поле прочтения имеющегося текста (текста как гипертекста в широком понимании слова), значит мы имеем дело с той или иной формой искусства. И такими высказываниями на своей волне —сарказма, черного юмора, острой сатиры над современной обыденной действительностью — и пестрит творчество Бэнкси.

Большая дань в работах Бэнкси отдана теме эллинизма: не удивительно, учитывая, что европейская культура, наследием коей мы наслаждаемся, построена на эстетике прекрасного, заданного в Древней Греции. Хотя тема нового прочтения античных образов активно форсилась в массмедиа последние несколько лет и потихоньку пошла на спад (лично мне - жаль:) У Бэнкси образы античных богинь и богов существуют в нынешних реалиях, страдая от траблов и пустоты общества потребления и капитализма.

-2

-3

Самая весомая часть критики потребительских привычек и последствий капитализма выражена в работах на тему экологии и природных катастроф.

-4

-5

-6

Где-то напрямую и остро, где-то помягче: например, оммаж картине Моне. Чудесный мост в парке, которым вдохновлялись импресстонисты, сейчас идёт только с бонусами в виде мусора или, вот как здесь, тележек для товаров.

-7

-8

Потрясающая картина, которая замыкает сама на себе всю суть и загадку капиталистической системы устройства с единственной и очевидно простой мотивацией: противники общества потребления выстроились в очередь, чтобы купить футболку с надписью «Разрушим капитализм». Гениально.

-9

Очень много высказываний на тему антивоенной пропаганды, жестокости контролирующих систем и апелляции к простому человеческому «хочется мира, красоты, любви и детской непосредственности». Но контрасты нашей вселенной порой слишком остро показывают нам, как далеко мы от мечты о земном рае и гармонии.

-10

-11

-12

Картина «Мобильные любовники» показалась мне оммажем на «Любовь слепа» сюрреалиста Рене Магритта. Но в такой трактовке у Бэнкси эта мысль обретает совсем другое звучание: мы сами рушим свои отношения (любые, не обязательно романтические) отсутствием внимания, изоляцией, поверхностным восприятием и нежеланием тратить свой ресурс на погружение в другого человека. Гаджет стал отличным способом бегства от эмоций и по-настоящему близкого живого общения между людьми.

-13

Классная и очень добрая картина, славящая всех медицинских работников, была создана во время пандемии 2020-го.

-14

О злободневном: есть ряд высказываний на тему феминизма, равноправия и острой, часто замалчиваемой самими женщинами, проблемы домашнего насилия.

-15

Есть просто весёлые и забавные работы, популяризирующие те или иные вещи массовой культуры: вот, например, моя любимая тарантиновщина.

-16

Самый часто встречающийся образ и визитная карточка Бэнкси — его городские крыски. У него они очень милые и забавные. Ну и в целом интересен выбор существ для узнаваемого авторского стиля: именно эти создания являются самыми живучими в современных городах, никакие катастрофы и потребительские шалости как будто бы им не страшны.

-17

Наверное, особенно притягательным творчество Бэнкси делает то, что в нем как будто бы напрочь отсутствует всякое морализаторство и навязывание взглядов. Всё так тонко, хлестко, метко и по делу. Простые сюжеты, в которых читается глубина. Многослойные образы, за которыми каждый видит собственный бэкграунд и откликается своими чувствами и мыслями. Самое ценное творчество для меня — то, когда происходит некий диалог с художником. Если после просмотра остаётся желание увидеться и поговорить с автором, наверное, это самый хороший маркер душевного отклика и того, что воспринятое точно оставит в голове след, а не пройдёт мимо, как умственная жвачка бесполезного массового контента.

-18