В 1281 году в Японии произошел сильнейший тайфун, который чудесным образом обрушившись на войска хана Хубилая спас страну. Под невероятным впечатлением от счастливого исхода и родилось название «камикадзе», происходящее от двух слов: ками (божество) и кадзи (ветер).
В конце Второй мировой войны «божественный ветер» пришелся как нельзя кстати. Все дело в том, что к концу 1944 года Япония потеряла огромное количество пилотов, чинить самолеты было нечем, а горючего постоянно не хватало. Из-за этих факторов японская авиация стала сильно уступать американской.
Тогда командующий первым воздушным флотом вице-адмирал Такидзиро Ониси, принимает решение о формировании отрядов летчиков-камикадзе, целью которых было уничтожение кораблей противника путем тарана самолетами нагруженными бомбами.
Критерии вербовки
Для вербовки в ряды камикадзе претендентам рассылались специальные анкеты в которых был только один вопрос:
Хотите ли вы стать камикадзе?
Но в этом документе был один нюанс: как такового ответа «нет» не существовало. Вернее он был, но вопрос был сформулирован так, что отказ был равносилен признанию в трусости. А согласие гарантировало почет и всеобщее уважение. К тому же Японский воин-камикадзе вставал на одну ступень с богом.
Японцы в которых всегда присутствовал дух самурая выстраивались в очередь в военкомат. Но отбор проходили не все. Семейных людей в смертники не брали поэтому иногда в поисках выхода из сложившейся ситуации действия японцев доходили до абсурда. Ярким примером стал один эпизод.
Жена некоего Хаджимэ Фудзии убила себя и двух своих детей после того как ее муж получил отказ вступить в ряды смертников.
В те годы желающих было хоть отбавляй, но и тут настала другая проблема:
Из-за большого количества желающих стать камикадзе Япония начала испытывать острую нехватку самолетов.
Поняв это, Япония в срочном порядке начала налаживать производство самолетов, но из-за спешки в создании «летающей смерти» резко начало падать их качество.
Особенности самолетов камикадзе
Японские камикадзе летали на нескольких специально спроектированных самолетах которые имели свои особенности. Например, самолет Nakajima Ki-15 Tsurugi при взлете сразу отбрасывал шасси. Это делалось для того, чтобы отпавшие шасси использовать для запуска следующего самолета, так как считалось что посадка уже взлетевшему самолету была не нужна.
Так же наряду с обычными самолетами японцы использовали деревянные планеры Yokosuka MXY7 Ohka, которые имели свой ракетный двигатель. Эти планеры крепились к бомбардировщикам и поднимались в небо, а после набора нужной высоты отцеплялись и на своем собственном ракетном двигателе летели до цели.
В то время армия Японии старалась использовать все что более или менее могло летать и доставлять камикадзе с его грузом до намеченной цели. Японский камикадзе должен был обязательно погибнуть, если же камикадзе случайно выживал то на него и его близких навешивался ярлык позора.
Однако существовало одно исключение:
Пилот-камикадзе обязан был выжить, если по каким-либо причинам его самолет не мог долететь до цели.
В таком случае пилот должен был вернуть самолет на базу и сделать еще одну попытку.
Три неудачных вылета
В историю вошел интересный случай, пилот-камикадзе унтер-офицер Имамура трижды пытался долететь до цели, но из-за проблем в воздухе был вынужден возвращаться на базу.
- В первый вылет его самолет был подбит, что заставило его вернуться.
- Во второй раз миссия сорвалась из-за невозможных погодных условий.
- В третий раз произошло заклинивание механизма сцепления, из-за чего он не смог отцепиться от бомбардировщика.
Это была последняя попытка Имамуры совершить боевой полет. Таким образом он смог пережить Вторую мировую войну.
Как показала история, по подсчетам японской стороны действия камикадзе были очень эффективны: благодаря им на дно отправилось около 81 корабля американского флота, а 195 кораблям были нанесены серьезные повреждения.
Итоги и выводы
Действия японских камикадзе несли не только разрушительный урон, но и сильнейшее деморализующее воздействие на американских военных.
Стоит отметить, что среди японских камикадзе были не только пилоты самолетов. Помимо авиации японцы использовали пилотируемые торпеды, которые выпускались из подводных лодок.
За период Второй мировой войны японцы обучили приблизительно четыре тысячи воинов-камикадзе. Это были молодые люди в возрасте менее 20 лет, воспитанные в духе традиций древних самураев они шли на смерть совершенно добровольно и их чтили как настоящих героев, которые с честью выполнили свой долг перед народом и умерли за Японию и своего императора.
Спасибо, за уделенное внимание! Если вам интересны еще больше историй и фактов, подписывайтесь на мой канал. Не пропустите новые публикации!