«Заплетая косу, я подошла к зеркалу, зажгла свечку. Рубашка нечаянно спустилась с одного плеча… Боже мой, какая жалкая, уродливая фигура! Худые, детские плечи, выдавшиеся лопатки, вдавленная, слабо развитая гр удь, тонкие, как палки, руки, огромные ноги, неприличных для барышни размеров».
Статью я начала с одной из глубоко поразивших меня цитат из дневника Лизы Дьяконовой – все-таки мало кто из нас отличается любовью к себе, но чтобы все было настолько плохо…. Дневник этой нежной девушки, которой едва исполнилось 28, в свое время взорвал умы современников – людей начала 20 века. А достоянием общественности он стал потому, что немногим ранее тело его хозяйки было найдено в Северном Тироле недалеко от речушки Луизенбах – в переводе с немецкого «Лизиного ручейка». Она была полностью обнажена, а аккуратно сложенный кучек с одеждой находился неподалеку. Обе ноги сломаны в лодыжках.
Что это было? Несчастный случай? Осознанный выбор? До сих пор на этот счет ведутся споры. Возможно, понять ее помогут ее же нежные записки.
"Как тяжело быть женщиной"
Всё, что окружало Елизавету, она воспринимала однозначно: её место в семье, её обязанность — подчиняться. Поэтому она, разумеется, открыто бунтовала: "Пусть меня считают глупой идеалисткой, но мне невозможно подумать, мне гадко будет вступить в брак с человеком, у которого я заведомо буду десятой женою по счёту." Эта дерзость, это смелое сопротивление ожиданиям своего времени — неотъемлемая часть её характера.
Очень интересно посмотреть ее глазами на брак ее младшей сестренки Вали: эта девочка полагала, что настоящий брак - это когда муж целует жену. И уже одно это было ей неприятно 😅 Почитайте обязательно, как Лиза, оказавшись в достаточно неловком положении - ведь она была немногим старше - была вынуждена взять на себя роль матери.
Но не только брак стал для Лизы разочарованием. Она постоянно писала в целом о тяжкой женской судьбе: "Как мало места для духа в этом мире! Везде ярмо — то домашнее, то общественное." Видно, что она постоянно находится во внутренней конфронтации с окружением - прямо как современные подростки, но в то же время гораздо глубже. Её фраза "Мир будто создан для мужчин, а женщинам оставили тени" стала отражением глубокого недовольства несправедливостью, с которой она сталкивалась ежедневно.
"Я — урод"
Зеркало для Елизаветы было не просто предметом, а, по-моему, чуть ли не орудием пыток. Нет, серьезно, я бы лучше его завесила, чем жить вот так 🙈
"Худые плечи, огромные ноги, детская грудь," — это ее слова о ее же собственнос отражении. "Мне хотелось разбить все зеркала в мире," — пишет она с какой-то яростной болью. Да, зеркало мне порой тоже не нравится - то я обычно инстинктивно ищу ракурс получше….
А потом она приходит к очень интересному выводу: "Если я не красива, то пусть мой ум будет моим украшением." Согласитесь, что даже сейчас, во время равноправия и возможностей, не многие готовы копать так глубоко - легче ведь накачать губки уточкой…
Так, её стремление к развитию стало защитным механизмом. Даже в те моменты, когда она была на грани отчаяния, Лиза находила силы для самоанализа. Она писала: "Я всегда смогу сказать, что пыталась быть лучше. Это моя победа, даже если её никто не заметит."
Оффтоп: я заметила, что планирование и самоанализ реально помогают обрести твердую почву под ногами. Прямо берете блокнотик, и записываете по шагам, что следует предпринять в конкретной ситуации. Я дошла до этого к 35 годочкам 🙃
Между любовью и наукой
Елизавета разрывалась между стремлением к знаниям и нереализованной женской частью своей души. Её дневник полон откровений о любви и мужчинах, которые раскрывают её тяжкую внутреннюю борьбу. "Каждый из них видит во мне лишь игрушку или обузу. Никто не понимает, что я могу быть чем-то большим," — вроде бы с горечью пишет она. Но тут же, как будто опомнившись, добавляет: "Разве я сама верю в это? Может быть, я просто хочу быть любимой, как все."
Её отношение к мужчинам тоже постоянно колебалось на грани между разочарованием и надеждой. "Мужчины — они хотят видеть рядом слабую и красивую. Им не нужна женщина, которая думает или, не дай бог, спорит," — здесь ее слова полны желчи и цинизма. В то же время она мечтала о равноправии и рисует в воображении идеального спутника (ведь мы все иногда так делаем или делали, да?): "Я хочу человека, который будет понимать меня. С которым можно говорить обо всём, делиться мыслями, быть равной."
Её записи полны легкой девической противоречивости, что, в общем, и делает её образ таким живым и сложным. "Сегодня я читала о великих мужчинах и думала: почему их не вдохновляли женщины, как они вдохновляют нас? Или мы просто боимся, что наши истории будут не такими величественными?"
И, несмотря на свои душевные метания, на ненависть к самой себе, которая порою захлестывала ее сознание, она хотела оставаться женщиной - красивой, волнующей, желанной. "Сегодня я примеряла шляпу, подаренную тётей. Я знаю, это пустяк, но мне так хотелось быть красивой, хотя бы на миг." Её честность обезоруживает, раскрывает всю сложность её противоречивой натуры. Она вроде хотела быть сильной и независимой, но в то же время мечтала о простом, но таком недостижимом счастье.
На грани
"Если нет сил для жизни, надо умереть," — эта фраза стала одним из последних записей Лизы в её дневнике. И невольно задумываешься: почему же девушка, молодая женщина, обладающая таким мощным умом и острым пером, не смогла найти себе места в этом мире?
Каждый её день был битвой — с собой, с обществом, с нормами, которые она так ненавидела. "Жить значит бороться. Но бороться можно только тогда, когда есть цель," — написала она однажды. Однако кажется, что Лиза так и не нашла ту цель, ради которой готова была бы продолжать. Она писала: "Я искала в жизни красоту, но нашла лишь боль. Может, я просто не там искала?"
Но: действительно ли это значило, что ее ждет скорый конец? По моим внутренним ощущениям - вообще нет. В то время в моде был крайне депрессивный настрой: вспомните, хотя бы, как в Российской империи запретили продавать билеты к водопаду Иматранкоски - чтобы особо ангажированные юноши и девушки не кидались туда толпами голой вниз.
Конец (?)
Я читала книгу на одном дыхании - и вам ее очень советую. Для меня милая маленькая Лиза стала голосом всех тех страдающих, угнетенных людей, которые страдали, мечтали и боролись за право быть собой - то есть голосом большинства из нас :) И пусть некоторые моменты кажутся нам, современным читателям, странными и наивными – ее неподдельная искренность оставляет глубокий след в душе.
Лично я думаю, что, несмотря на глубокую грусть и меланхолию, насквозь пропитавшую страницы Лизиного дневника, несмотря на несчастную любовь и разбитое сердце – трагедия в Тироле все же была ужасной случайностью. Девушка решила искупаться, но, увы, где-то что-то пошло не так. И если бы Лиза послушала совет тетки и осталась в тот день дома, она бы прожила еще долгую жизнь, а мы – ... никогда бы не впитали в себя частицу ее души.