Найти в Дзене

Так рождается турист...

ПУТЕВКА начинается с пятого июля? Очень хорошо! Выезжайте в ночь на пятое, отнюдь не позже, и тогда первое утро вашего отпуска увидит вас на палубе парохода «Максим Горький». Этот ветеран русского речного флота построен чуть ли не в средине прошлого столетия. Его тонкая и длинная труба стоит на носу. На верху трубы слегка набекрень, как у диккенсовских персонажей, надет смятый проволочный цилиндр. Единственное колесо находится сзади, и два московских комсомольца, перевесившись за борт, рассматривают его с уважением. Им, выросшим в век обтекаемых корпусов и скрытых механизмов, это сооружение кажется странным и романтичным, как старинный бриг. Колесо вышлепывает от Осташкова до Селигерского дома туриста не меньше часа, и вы обязательно успеете разговориться с каким-либо энтузиастом и знатоком Селигера. Ваш собеседник покажет вам и остров Кличен, на котором когда-то стояла крепость, и лесистую Городомлю и белеющую вдали колокольню Ниловой Пустыни, в прошлом основного хозяина этих мест. Он

ПУТЕВКА начинается с пятого июля? Очень хорошо! Выезжайте в ночь на пятое, отнюдь не позже, и тогда первое утро вашего отпуска увидит вас на палубе парохода «Максим Горький».

Этот ветеран русского речного флота построен чуть ли не в средине прошлого столетия. Его тонкая и длинная труба стоит на носу.

На верху трубы слегка набекрень, как у диккенсовских персонажей, надет смятый проволочный цилиндр. Единственное колесо находится сзади, и два московских комсомольца, перевесившись за борт, рассматривают его с уважением. Им, выросшим в век обтекаемых корпусов и скрытых механизмов, это сооружение кажется странным и романтичным, как старинный бриг.

Колесо вышлепывает от Осташкова до Селигерского дома туриста не меньше часа, и вы обязательно успеете разговориться с каким-либо энтузиастом и знатоком Селигера. Ваш собеседник покажет вам и остров Кличен, на котором когда-то стояла крепость, и лесистую Городомлю и белеющую вдали колокольню Ниловой Пустыни, в прошлом основного хозяина этих мест. Он будет молча и ревниво смотреть, какое впечатление производит на вас мыс Никола-Рожок с древней игрушечной церковкой наверху, и вы, чтобы не обидеть человека, будете шумно восхищаться действительно красивым пейзажем.

Селигер — крупное озеро, очень интересного и в высшей степени живописного района, известного под названием Валдайского поозерья. Здесь остановилась одна из ветвей великого ледника, наползавшего на русскую равнину со Скандинавских гор, и здесь она оставила три моренных гряды — Валдайскую, Осташковскую и Вышневолоцкую. Скромные пологие холмы этих гряд имеют большое географическое значение: здесь родина рек, текущих к трем морям, — Волги, Днепра и Западной Двины.

Форму озера ученые называют лопастно-расчлененной, и именно таким оно и выглядит на карте. Но в натуре глаз видит множество широких плесов, лесистые заливы, изрезанные бухтами, узкие фьорды, цепочки тихих лесных озер, покрытых белыми кувшинками, и изумрудную россыпь ста шестидесяти больших и малых островов.

Ни в один и ни в два отпуска объездить и облазить весь Селигер нельзя.

Вы будете приезжать сюда в течение нескольких лет и снова и снова открывать места с новыми пейзажами. Выскребая эту причудливую впадину, ледник словно стремился обеспечить интересы туристов.

...Пароход пересек широкий Осташковский плес и входят в веселый зеленый архипелаг. Здесь его встречает первая байдарка. В легком веретенообразном суденышке полусидят, полулежат два загорелый парня. Весла в их руках ходят неторопливыми, согласными взмахами.

Байдарка — это специально туристское судно, потому что гребец сидит в ней лицом вперед, видя и выбирая свой путь. В селигерских условиях, когда приходится то пробираться в мелких извилистых протоках, то бороться в свежий ветер с крутой волной на широких плесах, байдарка является надлежащим предметом на надлежащем месте.

А вот и паруса: лихо завалившись на подветренный борт, проходит мимо белый красавец с высоченной мачтой. Полуголая команда уселась, как воробьи, в ряд. На молодых лицах полнейшее безразличие ко всем пароходам в мире — этого требуют правила хорошего тона яхтсменов. Рулевой, приткнувшийся где-то сбоку (тоже «тон»!), мельком взглядывает на проползающую громадину. «Дыми, дыми, старая керосинка!» — написано на его обветренном лице: «захочу и обойду, был бы только ветер покрепче...» Все ближе и ближе пологий зелений скат берега с разбросанными на нем зданиями. У пристани база флота: байдарки сгрудились, как овцы, в кучу, ботики и шлюпки выстроены вдоль причалов, яхты стоят солидно поодаль, — много «посуды» требуется собравшейся здесь компании без малого в шестьсот душ!

Ваш первый день туриста будет до отказа насыщен новыми впечатлениями. Покончив с формальностями и определившись на койке, вы, конечно, побежите купаться, по дороге съедите несколько стаканов крупной сладкой черники и потом будете упорно и надоедно выклянчивать у дежурного инструктора байдарку.

Пока турист не вошел в группу, над ним нет надзора, и он не имеет права самостоятельного выхода на воду. Но сердце не камень, и инструктор в конце концов махнет рукой, допустит вас к стойке с веслами и даже покажет, как садиться и вылезать.

Если он заряжен некоторой долей ехидства (бывают такие!), он даст вам плоскодонку типа Шарпи, сокращенно называемую «ша».

В руках малоопытных гребцов это судно кажется одаренным самостоятельной и несомненно злой волей. Вот вы и ваш партнер уселись, оттолкнулись от берега, бодро ударяли веслами... и нос байдарки столь же бодро покатился совсем не туда, куда вы хотели. Вы энергично отгребаетесь одной лопастью, байдарка медлит секунду и затем начинает описывать плавную кривую с явным желанием ткнуться в берег. Ехидная «ша» выказывает решительное отвращение к прямым линиям и выписывает самые причудливые вензеля. Наконец, сложным и хитрым маневром вам удалось подойти к пристани. Тогда инструктор с ангельской улыбкой сменит одного из вас, и «ша» сразу станет стопроцентной паинькой, легкой и послушной. Тренировка — великое дело!

Вечером новичков соберут в столовой или в клубе и сформируют в группу: самый мужественный и горластый будет при этом избран старостой. Потом методист расскажет немножко о Селигере, его климате, географии и истории.

В постели вы будете почесывать совсем свежие волдыри на икрах (с солнцем Селигера нужно быть осторожным!) и с удовлетворением ощущать легкую боль в предплечьях — результат первой тренировки. Засыпая, вы вспомните, что ваш сослуживец, которому достались Сочи, все еще трясется в пыльном, накаленном вагоне, и мстительно улыбнетесь фиолетовыми от черники губами.

...В порядке тренировки и освоения байдарки группа совершает прогулки и походы различной длительности. Выбор маршрутов можно разнообразить до бесконечности, но ость самые популярные и любимые. Многих привлекает Белое озеро, спрятанное в хвойном лесу и густо заросшее кувшинками. По первому разу сюда приходится попадать с проводником, иначе рискуешь не найти узкую, закрытую кустами протоку.

Обычно на Белое озеро отправляются во второй половине дня и возвращаются домой на закате, нагрузив байдарки белыми влажными цветами.

Молодые ребята, как мухи на мед, липнут к парусным судам.

Велика ли штука ботик, но на нем есть и ванты и рифкренгельсы и даже грота-гика-шкот, которым враз можно сразить сухопутного слушателя. А ведь есть еще суда больших размеров, шверботы и «совсем настоящая» яхта «Л-45» с большой мачтой и каютой. За двадцать дней можно не только освоить всю эту премудрость, но и научиться ходить на ботике, участвовать в походах и соревнованиях и даже (предел мечтаний!) встать на десять минут у румпеля швербота, в то время как рулевой ползает под банками, отыскивая завалившийся портсигар.

Парусный спорт въедлив, ибо в нем живет и не меркнет бессмертная морская романтика, и тот, кто однажды скрутил поворот оверштаг на свежем ветру, пребудет парусником до конца своих дней.

Жизнь в лагере завершается большим восьмидневным зачетным байдарочным походом. Это уже не тренировка, это настоящий стопроцентный водный туризм, с приготовлением пищи на костре, установкой палаток, прокладкой маршрута по карте и долгой и упорной борьбой с ветром и волною на бурном плесе. В походе группа подводит итог по дисциплине, товарищеской спайке, уменью ориентироваться на местности, настойчиво бороться за разрешение поставленной задачи и преодолевать препятствия, возникающие на пути.

В поход идут кильватерной колонной, друг за другом, во главе с начальником и со старостой в хвосте. На каждые пятьдесят минут ходу — десятиминутная пауза: байдарки собираются в «пакет», борт к борту, гребцы вытягивают ноги на положенные поперек весла и отдыхают. Свисток — и опять из пакета вытягивается длинная колонна, опять взблескивают весла...

В походе люди ближе узнают друг друга. В светлую летнюю ночь на дежурстве или просто в палатке зарождается и крепнет настоящая туристская дружба. Строятся планы будущих совместных путешествий, договариваются о встрече и дальнейшей совместной деятельности в спортивном обществе.

Селигер — универсальный туристский район. Любители пешего туризма находят здесь не меньше объектов чем водники. Грандиозные лесные массивы, десятки сел, разбросанных среди холмов и тучных колхозных полей, старинные избы с причудливой резьбой — все это привлекает не меньше, чем вода. Особенно любят ходить на верхневолжские озера и к истоку Волги.

Здесь от небольшого ключа начинает свой путь величайшая река Европы.

...После похода и сдачи требующихся испытаний вашу грудь украсит бело-голубой значок, на нем - палатка, компас и надпись: «Турист СССР». Отныне вы включены в содружество людей, цель которых — увидеть и познать просторы своей великой родины.

В долгие осенние вечера вы будете сидеть над кучей карт и книг, измерять, сравнивать и записывать. К весне, а может быть и раньше, вы вместе с новыми друзьями выпестуете проект своего первого самодеятельного туристского маршрута первого из многих, ибо ваша грудь отмечена бело-голубым значком с палаткой и компасом.

У костра, на берегу глухой таежной реки или в лесистом горном ущелье вы вспомните высокую трубу «Максима Горького», ваш первый выход на вертлявой байдарке и ненюфары Белого озера. Вспомните и улыбнетесь тепло и благодарно.

Е. РОМАШКОВ.

Газета «Красный спорт» № 33(860), 13 июня 1940 г.