Тема принадлежности самого большого острова в мире не отпускает «сильных мира сего». Ранее, когда Д.Трамп только объявил о своем желании купить Гренландию, общественность отнеслась к этому как к очередному «эпатажу», в духе будущего/прошлого президента США. Однако, когда мы писали о Гренландии в декабре прошлого года (см.статью «Тайные желания: Почему США стремятся к контролю над Гренландией?») пришли к выводу, что это не просто политические «шуточки» Трампа, а давнишние претензии США к Дании. Количество этих претензий сегодня становится больше, а американская настойчивость – активнее.
Поэтому, в преддверии вступления Дональда в должность президента США, поговорим детальнее о Гренландии, о её отношениях с Данией, США и, конечно, о людях.
В первые упоминается о «Зелёной земле», о Гренландии, в сагах викингов. Как же получилось, что остров, находящийся подо льдом, стал «зелёным»? В этой путанице виноваты норвежцы, а точнее один из них. В конце Х в. жил викинг, вошедший в историю как Эрик Рыжий, родом из Норвегии. Вырос он в Исландии, так как в своё время его отца изгнали из Норвегии за преступление – убийство.
Напомню, что у викингов одним из самых суровых приговоров за преступление было – изгнание. Человека объявляли вне закона и приговаривали к отшельничеству. Все понимали, что шанс выживания в условиях периода раннего средневековья в одиночку – уменьшается в несколько раз.
Как говорится, «от осинки не родятся апельсинки», рыжеволосый мальчик, повзрослев, тоже совершил убийство, по суду его приговорили также к изгнанию. В 982 году он отправляется на поиски новых земель, останавливаясь на территории будущей Гренландии. Прожив там отмеренный судом срок, Эрик возвращается на родину с мыслью о создании своей колонии на новых землях. Для того, чтобы собрать команду он прибегает к хитрости, рассказывая всем, что новые территории – «райские кущи», полные рыбы и зеленых лесов. В этот период викинги охотно осваивали и захватывали новые земли для расширения своей экспансии на запад (например, в 870г. викинги поселяются в Исландии, откуда начинается колонизация Гренландии, а после они двинулись дальше на запад, совершая регулярные набеги на английские берега), поэтому единомышленники нашлись.
В 986г., авантюристы, поверившие Рыжему, собрались к освоению новых территорий на 25 драккарах (в других источниках говорится о 35 кораблях), но добрались до места только 14. Прибыв на ледяные земли, часть команды осталась к Эриком, а другие – ушли дальше на север. Так образовались два поселения «восточное» и «западное», но географически они оба находились на западном побережье.
Кстати, по мнению современных ученых, территория Гренландии ~416 тыс.лет назад до появления там викингов, действительно была зелёной, покрыта густой растительностью. Придуманное когда-то название этих земель удивительным образом совпало.
Для чего нужно было искать новые земли викингам? Для скотоводства и охоты, в Исландии не хватало пастбищ, но и здесь их было не густо. Дерева и металла для создания оружия и инструментов – не было. Поэтому, поселенцы искали торговли с Европой. Туда они отправляли моржовые бивни, мех, рыбу, а взамен получали всё, чтобы иметь возможность более-менее комфортно оставаться жить на этих территориях.
До 1261 года Гренландия была независимой, но сложные погодные условия всё больше ставили под вопрос выживание поселений. Поэтому гренландцы добровольно вошли в состав Норвежского королевства, под власть короля Хакона IV Старого. Островитяне платили налоги, а Норвегия снабжала их провиантом. В 1397г. в г. Кальмар была подписана уния, в соответствии с которой Норвегия, Швеция (вышла из унии в 1523г.) и Дания объединились на равноправных условиях. Однако, экономический и политический потенциал Дании превышал влияние норвежского правительства, что в конечном итоге привело к господству первой (в 1537г. в Норвегии был упразднен Госсовет). После установления абсолютной монархии династии Ольденбургов в 1660г. в Дании, Норвегия фактически стала неотъемлемой частью единого государства с датчанами (в период наполеоновских войн, в 1814г. Норвегия была передана под власть шведского короля, который предварительно добился согласия на этот шаг от России, Великобритании и Пруссии, а Гренландия осталась в составе Дании).
А что же Гренландия?
Со всеми этими перипетиями о Гренландии «забыли», так как на тот момент эта «зелёная земля» не предоставляла экономических выгод, к тому же последствия эпидемии чумы в XVв. не способствовали активному морскому сообщению. Но Гренландия стала датской. В этот период история гренландских поселений обрывается, сообщение с Европой прекратилось, а люди, живущие на острове – пропали. Многочисленные исследования ученых приводят к выводу о том, что поселения викингов погибли за-за ухудшения климата – резкого похолодания, к которому население не смогло приспособиться. Добавим, что факторами упадка являются так же постепенное уменьшение торговых отношений с Европой (спрос на моржовую кость упал) и недружественное соседство с коренным народом – инуитами (эскимосы).
«Приручение» коренных жителей по-датски
В 1721 г. к берегам Гренландии причалила группа норвежских миссионеров во главе с Хансом Эгеде. Его целью была евангелизация местного населения, да и в целом, приплыли проведать кто населяет остров теперь. Они не обнаружила викингов, а с точки зрения Эгеде, остров был необитаем. К сожалению, местные инуиты, вероятно, европейцами за людей не считались. Что бы исправить ситуацию, Эгеде, его семья и соратники остались на острове, начав обращать в христианство коренных жителей, так сказать, делать из них «европейцев».
Эти мероприятия оказались успешными, в современной Гренландии Ханса Эгеде считают отцом нации. Дом, в котором он жил сохранился до сегодняшних дней, перенесен в столицу Нуук, а местные власти устраивают в нем официальные приемы.
Несколько слов о геноциде
Однако, «не всё спокойно в датском королевстве», в отношении коренного этноса. По официальным данным, в Гренландии 80-90% населения – гренландские эскимосы (инуиты), остальные – европейцы, датчане. В чем проблема, спросит нас добрый читатель? «В процентах» - скажем мы.
В 2017 году разразился скандал по поводу демографической политики Дании в средине XXв. в отношении коренных гренландцев, в частности иниутов. Как пишет газета «Коммерсант» (и не только), Найя Люберт, местная жительница, рассказала в своих социальных сетях о том, что в школьные годы, во время планового медосмотра у гинеколога, ей была поставлена внутриматочная спираль. По утверждению женщины, она не давала согласия и не знала о том, что не сможет при таких обстоятельствах иметь детей. После этой публикации, выяснилось, что это был не единственный случай. Вскрылись подробности.
В 60-70-е гг. ХХв. Дания столкнулась с проблемой увеличения рождаемости на острове, например, в 1966 г. там родился 1781 человек! Это очень много для такой маленькой освоенной территории, а содержание и социальное обеспечение ложится на государство. Датчане посчитали, что это сильно бьёт по бюджету, да и эти дети были полукровками. В Гренландию приезжали мужчины-датчане вахтами для строительства и обеспечения жизни на острове, соответственно, после скоротечной любви, эти мужчины уезжая на материк - оставляли своё потомство матерям-одиночкам инуиткам. Для того, чтобы решить эту щепетильную проблему, власти действовали на опережение. Была принята правительственная программа по контролю рождаемости, в соответствии с которой, учителя в школах должны были организованно вести девочек к гинекологам, которые не только ставили спирали, но и делали некие инъекции противозачаточных препаратов. Через эту программу прошло ~4,5 тыс. девочек и женщин (часто речь шла о девочках 12-13 лет), при том, что в то время женщин детородного возраста было ~9 тыс., то есть ровно половина. Эти операции заканчивались трагическими последствиям, частые кровотечения и осложнения, в конечном итоге приводили к бесплодию. Однако, правительство добилось своей цели - снижения рождаемости, в следующую пятилетку она упала на 40%, сократились расходы на социальные выплаты.
Сегодня до сих пор идут расследования этого происшествия, пострадавшие женщины требуют компенсаций от властей (~ €5,77 млн). Скорее всего этот скандал сыграет свою роль в желании «независимости» от Дании, о которой уже идут разговоры.
Откуда, спросите вы, такое отношение к своим же гражданам? Общественность считает, что это связано с всегдашней политикой Дании по отношению к коренному народу, в частности в этом замешан еще «отец-основатель» Х. Эгеде. Выше мы говори о том, что он начал «европеизировать» аборигенов, выражалось это в навязывании своей религии, культуры, запрете «шаманизма». Наладили программу вывоза детей-инуитов в Данию для их воспитания в датских семьях, прививали «нужные» европейские ценности и пр.
Вернемся всё же к территориальной принадлежности Гренландии. В 1931 г. Норвегия заявила о своих правах на остров, а точнее на его часть, так называемую, «Землю Эрика Рыжего», даже успела назначить губернатора. Но в 1933г. проиграв Международный суд, отказалась от этих земель в пользу Дании. Таким образом, остров остался колонией королевства.
После ВМВ, в 1953 году, в волну деколонизации, Гренландия получила статус автономии, а её жители стали гражданами Дании. В 1979г., по результатам референдума, остров получил право на самоуправление, создав парламент и правительство, под контроль местной власти ушли образование, здравоохранение и основной промысел – рыболовство. В 2009г. полномочия расширились за счет принятия «Закона о самоуправлении», но оборона и внешняя политика, конечно, остались под управлением центральной власти.
Сегодня, 20 января 2025г., депутат Гренландии Сиумут Куно Фенкер заявил о том, что Гренландия как можно скорее должна начать официальные переговоры с Данией о независимости острова.
Представим, что Гренландия получила долгожданную «свободу», сможет ли она её сохранить? Ответ очевиден – нет. Она экономически почти полностью зависит от Дании, на территории острова находятся военные объекты США, а залежи ресурсов еще не тронуты. Если с Данией она может «качать права», говоря о неприкосновенности ресурсов и о «загрязнении окружающей среды», то сможет ли она также разговаривать с более сильным сюзереном? А мысли о том, что она останется «независимой», как сейчас об этом говорят местные депутаты, кажется по-детски наивной.
Спасибо за внимание, подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии!