Найти в Дзене
Сокол-корабль

Пивной котел из головы Тугарина. Делали ли славяне чаши из черепов?

При словосочетании «чаша из черепа» в воображении тут же появляются образы суровых викингов, которые с криком «скёль!» чокаются полными пива чашами из черепов своих врагов. Этот образ очень распространен в популярной культуре, однако с реальностью, скорее всего, не имеет ничего общего. Археологи до сих пор не нашли ни в одном древнем поселении викингов или их захоронениях хоть что-то напоминающее чашу из человеческого черепа. Лишь в «старшей Эдде», сборнике древних эпических скандинавских песен сохранились сюжеты, в которых герои делают чаши из черепов своих врагов. Но, видимо, для скандинавов это уже был отголосок какой-то доисторической мифологической архаики. В общем даже для викингов это уже было что-то древнее и почти забытое. А как обстояли дела с подобными артефактами в нашем, славянском мире? В нашей матушке-Руси картина примерно такая же. Много свидетельств из древних песен и критически мало реальных археологических находок или летописных подтверждений. Наиболее изве
Оглавление

При словосочетании «чаша из черепа» в воображении тут же появляются образы суровых викингов, которые с криком «скёль!» чокаются полными пива чашами из черепов своих врагов. Этот образ очень распространен в популярной культуре, однако с реальностью, скорее всего, не имеет ничего общего. Археологи до сих пор не нашли ни в одном древнем поселении викингов или их захоронениях хоть что-то напоминающее чашу из человеческого черепа.

Лишь в «старшей Эдде», сборнике древних эпических скандинавских песен сохранились сюжеты, в которых герои делают чаши из черепов своих врагов. Но, видимо, для скандинавов это уже был отголосок какой-то доисторической мифологической архаики. В общем даже для викингов это уже было что-то древнее и почти забытое.

Болгарский князб Крум пьет из чаши, сделанной из черепа императора Византии
Болгарский князб Крум пьет из чаши, сделанной из черепа императора Византии

Пивной котел из головы Тугарина

А как обстояли дела с подобными артефактами в нашем, славянском мире?

В нашей матушке-Руси картина примерно такая же. Много свидетельств из древних песен и критически мало реальных археологических находок или летописных подтверждений.

Наиболее известный момент, связанный с изготовлением ёмкости для питья из головы врага, можно прочитать в былине «Алёша Попович и Тугарин».

В конце былинного сюжета Алёша Попович после победы над Тугарином привез его голову князю Владимиру и предложил несколько оригинальных решений для расширения кухонного инвентаря князя:

«Ты ой еси, Владимир стольнокиевский!

Буде нет у тебя нынче пивна котла,

Да вот те Тугаринова буйна голова.

Буде нет у тебя пивных больших чаш,

Так вот те Тугариновы ясны очи.

Буде нет у тебя да больших блюдищев,

Так вот те Тугариновы больши ушища»

(Ончуков, № 85. Записано от П. Г. Маркова, Пустозерская волость)

Историк Л.Н. Прозоров видел в этом использовании головы в качестве пивного котла датирующий мотив. Основываясь на этом он утверждал, что верхняя граница появления этого мотива в былинах — не позднее середины X века (а значит и сами былины ещё древнее). То есть, как и в случае с викингами мы сталкиваемся с забытой, мифологической древностью.

Миниатюра из болгарской летописи. Предположительно слуга подносит князю чашу, сделанную из верхней части черепа.
Миниатюра из болгарской летописи. Предположительно слуга подносит князю чашу, сделанную из верхней части черепа.

Летописные свидетельства

Последний (и единственный в общем-то) задокументированный случай изготовления чаши из черепа врага славянами относится к 811 году, когда болгарский князь Крум изготовил чашу из черепа византийского императора Никифора I. Есть одно но — князь Крум хоть и правил славянами, сам славянином не был. Просто сменил прежний титул "хан сюбиги" на "болгарский князь". В общем, явное степное влияние, да и традиция делать такую посуду сохранялась у степняков гораздо дольше.

Сразу в память приходит, как половецкий хан Куря сделал чашу из черепа русского князя Святослава Игоревича. Это произошло в 972 году.

В общем, связать этот былинный мотив с какой-то реально существующей древнерусской воинской практикой довольно затруднительно, если не сказать — невозможно. Археологических находок в виде древних славянских чаш-черепов тоже нет.

Выходит своего рода эпическая месть — вот вы степняки из наших черепов чаши делаете, а мы так тоже можем! Вот тебе, князь, голова Тугарина...

Русский воинский юмор

Но в общем-то сделать из врага бытовой предмет очень смешно. Да, мрачно, сурово, но уморительно. И с этой точки зрения мотив "головы-котла" может быть даже поздним, потому что отрубить врагу голову и начать "граяться"(насмехаться, издеваться) над ней могли хоть в X веке, хоть в XVII.

Да и есть маленькое предположение, откуда могло взяться сравнение вражеской головы и пивного котла, но тогда мы переносимся во времени уже во времена татаро-монгольского нашествия. Монголы выбривали голову налысо, а отрубленную голову врага брали, как правило, за волосы. Вот и получается, что русским ратникам, чтобы забрать голову-трофей, нужно было взять её за уши. А лысая голова, которую нужно тащить за уши действительно напоминает пивной котел.

Дорогие читатели, а вы как думаете, в былинах отразилась какая-то реальная древняя практика или это всё-таки просто суровый воинский юмор?

__________________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском (и не только) эпосе.

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.