Найти в Дзене
Академия на Неве

«Истинный Источник» Проповедь студента бакалавриата Александра Тарнакина на праздник Крещения Господня

Проповедь студента 4 курса бакалавриата Санкт-Петербургской Духовной Академии Александра Тарнакина, произнесённая за Божественной литургией в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 19 января 2025 года.

Чтец Александр Тарнакин
Чтец Александр Тарнакин

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Сегодня святая Церковь вспоминает евангельское событие: Господь наш Иисус Христос приходит на реку Иордан, чтобы принять Крещение. И совершает Он это не потому, что нуждается в омовении, не потому, что отзывается на дело служения Иоанна Крестителя, который проповедует «крещение покаяния для прощения грехов» (Мк 1:4), ведь Сам безгрешен, но совершает это по Своей благости, показывая, что Бог всегда являет Себя там, где люди приносят искреннее сокрушение о своих грехах. Иордан и его воды становятся местом свидетельства Господа об оставлении человеком греха и его последствий, ибо уже настало время и «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит 2:11).

Господь приходит на Иордан, чтобы там совершить Крещение и через него открыть Свою божественную любовь к человеку, показать, что с присутствием Божиим всякая природная сила, кажущаяся опасной для человека, становится полезной для него. С Его приходом все возвращается к исходному положению. Где Христос — там не бывает буйства стихий, но там море бежит, и Иордан возвращается вспять (Пс 113:3), тем самым приводя все в нужное русло, в нужный удел.

Такое русло является смысловым центром призыва Иоанна Крестителя: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк 1:3). Эти стези покаяния доступны для каждого из нас, те стези, на которых нас услышит Господь и сподобит встречи с Собой. Для этого не нужно кричать в небо «Господи», и видя окружающие нас зловещие обстоятельства мира, задаваться вопросом: «Где Ты, Господи, и почему молчишь?», но достаточно осознать свое несовершенство и принести покаяние, как некогда это сделали люди, пришедшие на Иордан и сподобившиеся истинного видения Бога и слышания возвышенного гласа: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:17).

Пришедший сегодня на Иордан Христос, никогда не терявший и не изменявший Своей веры в человека, всегда слышащий и не забывающий Своего творения, запечатлевает Себя новым источником чистой живой воды. Тем источником, о котором мы знаем из беседы Христа с самарянкой, из которого можно будет пить и не жаждать вовек, воды которого приведут нас в жизнь вечную (Ин 4:1–30). Без этой живой воды, то есть без Христа и Его явления на Иордане, жизнь утрачивает смысл.

Христос, родившись в этот мир, принимает сегодня крещение для того, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф 3:15) и начать проповедование Благой Вести. Нашли ли мы лежащего в яслях Спасителя мира? Увидели ли сегодня Господа, Который ради нас и нашего спасения принимает крещение от Иоанна и освящает Собой воды? Услышим ли мы Его дальнейшую проповедь?

Наше сегодняшние единение в храме является ответом на эти вопросы и свидетельством тому, что Господь не прошел мимо, и сейчас Он стоит на пороге совести каждого молящегося, ожидая освобождения места в душе для Него, путем искреннего покаяния и разумного осознания того, насколько велика милость Его Отца, Который «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Аминь!