Найти в Дзене
Art&Culture

Выставка, которую надо показывать молодежи: «Искусство труда» в Новой Третьяковке

Почему такие выставочные проекты нужно показывать школьникам и молодежи? Да потому что юные посетители, подрастающее поколение - это наше будущее, и все они должны понимать, что такое труд, рабочие профессии, видеть, кто же делает нашу комфортную жизнь и в целом быт возможным, - дворники, строители, фермеры, шахтеры, пожарные, сталевары, сантехники, электрики, комбайнеры, рыбаки и прочие люди труда. Эту миссию - показать, рассказать, проявить уважение и сказать спасибо возложили на себя 6 лет назад организаторы Всероссийского фестиваля «Время, вперед!» Что это за фестиваль? Очень нужный и важный в наши дни. Его все время пытаются притянуть за уши к тому, что от проекта веет соцреализмом, но, во-первых, что ужасного в художниках, которые в советские времени воспевали труд? А, во-вторых, от соцреализма, здесь как раз отходят, но не потому что считают это чем-то плохим, а так как идут в ногу со временем. Итак, фестиваль «Время, вперед!» включает в себя: конкурс среди российских художни
Выставка в залах СХР, Западное крыло Новой Третьяковки. Фото: Art&Culture Дзен.
Выставка в залах СХР, Западное крыло Новой Третьяковки. Фото: Art&Culture Дзен.

Почему такие выставочные проекты нужно показывать школьникам и молодежи? Да потому что юные посетители, подрастающее поколение - это наше будущее, и все они должны понимать, что такое труд, рабочие профессии, видеть, кто же делает нашу комфортную жизнь и в целом быт возможным, - дворники, строители, фермеры, шахтеры, пожарные, сталевары, сантехники, электрики, комбайнеры, рыбаки и прочие люди труда.

Эту миссию - показать, рассказать, проявить уважение и сказать спасибо возложили на себя 6 лет назад организаторы Всероссийского фестиваля «Время, вперед!» Что это за фестиваль? Очень нужный и важный в наши дни. Его все время пытаются притянуть за уши к тому, что от проекта веет соцреализмом, но, во-первых, что ужасного в художниках, которые в советские времени воспевали труд? А, во-вторых, от соцреализма, здесь как раз отходят, но не потому что считают это чем-то плохим, а так как идут в ногу со временем.

Итак, фестиваль «Время, вперед!» включает в себя: конкурс среди российских художников (профи и любителей), которые присылают заявки для участия в проекте и создают свои работы на тему труда; бесплатные пленэры на закрытых производствах страны; образовательную программу и, конечно, результат конкурса - выставку полуфиналистов под названием «Искусство труда», в день официального открытия которой объявляются победители в каждой номинации. А номинации такие: живопись, графика, скульптура и ДПИ, инсталляция. Общий призовой фонд конкурса более 3 миллионов рублей. Так, за 1-ое место в каждой номинации лауреаты получают 500 тысяч рублей.

Выставка же традиционно все эти годы проходит в Западном крыле Новой Третьяковки. Она занимает много залов и выглядит всегда впечатляюще и ярко. Для самих художников это всегда праздник, так как не каждый день плоды твоего творчества показывают на такой престижной арт-площадке. Поэтому многие из них находят время и возможность приехать из своих регионов в столицу на вернисаж экспозиции, получить в подарок каталог, где собраны все работы полуфиналистов, а их в этом сезоне почти 200, дать комментарии прессе, пообщаться с куратором и идеологом проекта лично, найти новые приятные и зачастую полезные знакомства.

Какие же работы можно увидеть на этой выставке до 7 февраля? Вот лишь малая часть из тех, что представлены в залах и отобраны экспертным советом.

Анастасия Люлина (Тюмень). Ткачиха. Холст, ткань, акрил, масло. Фото: Art&Culture Дзен.
Анастасия Люлина (Тюмень). Ткачиха. Холст, ткань, акрил, масло. Фото: Art&Culture Дзен.

На выставке представлена работа художника из Тюмени под названием «Ткачиха». На круглом холсте перед зрителем предстает портрет женщины, созданный Анастасией Люлиной. Героиня ее работы воплощает символ женского труда, связанный с традицией прядения из шерсти. Использование текстиля и акриловой живописи в произведении подчеркивает многослойность сюжета: фигура женщины погружена в процесс, который веками был важной частью народного ремесла. Бараны, изображенные на холсте, символизируют источник материала - шерсть, из которой прядут мастерицы. Холст с его текстильной фактурой создает создает атмосферу единения природы и женского творчества, в котором труд обретает поэтическую и культурную ценность.

Анастасия Белова (Москва). Руки. Смальта. Фото: Art&Culture Дзен.
Анастасия Белова (Москва). Руки. Смальта. Фото: Art&Culture Дзен.

Очень красивую работу создала для участия в проекте москвичка Анастасия Белова. Вот, что она сама говорит о своем произведении «Руки»:

Мне хотелось передать пластику рабочих рук, которые являются инструментом для создания всего, включая машины, комбайны, технику и многое другое. Этот инструмент дан человеку с рождения, он позволил и мне создать мозаичное панно. Моими незаменимыми помощниками в работе были щипцы, наковальня, молоток, но у меня ничего не получилось бы без рук. В эту работу я стремилась заложить глубокий смысл труда человека, поскольку любой механизм не смог бы существовать без инженеров, работников завода, которые проверяют детали и совмещают их.
Гузель Сибагатуллина (Новый Уренгой).  Мяд' Пухуця-хозяйка очага. Бумага, графит, темпера. Фото: Art&Culture Дзен.
Гузель Сибагатуллина (Новый Уренгой). Мяд' Пухуця-хозяйка очага. Бумага, графит, темпера. Фото: Art&Culture Дзен.

На прекрасной картине талантливого художника из Нового Уренгоя Гузель Сибагатуллиной изображена жительница Крайнего Севера - тундровая ненка. Важно отметить, что в чуме и на стойбище чумработница пользуется абсолютным авторитетом. У ненцев ее зовут «мяд' пухуця», что означает «хозяйка очага» или «бог очага». Она традиционно обладает большим влиянием внутри семьи, в принятии решений, имеет личные права и личную собственность, в том числе оленей. Выглядит сюжет картины как нечто магическое, завораживающее, как будто это страница из фантастического рассказа.

Алексей Чепашов (Москва). Тушила. Пластик. Фото: Art&Culture Дзен.
Алексей Чепашов (Москва). Тушила. Пластик. Фото: Art&Culture Дзен.

Что же касается победителей текущего сезона. Вот, например, работа скульптора из Москвы Алексея Чепашова под названием «Тушила». Для этой выставки автор создал аж 4 произведения, несколько из них воспевают труд пожарных, собственно как и работа, за которую он получил первое место в номинации Скульптура. Алексей практически все годы существования Фестиваля участвует в выставке и почти каждый раз становится призером.

На тему труда самого скульптора, непростого труда, на выставке представлено несколько работ. Например, полотно москвички Оксаны Троновой, которое так и называется «Скульптор»:

Эта работа началась со скульптур, маленьких каркасов, которые я делала на такие темы, как разрушение и созидание. В ходе развития - и серии в целом, и моего личного - появилась эта картина.

Очень многим посетителям понравилась работа Виктории Тищенко «Труд скульптора. Начало», которая заняла 2 место в номинации «Скульптура». Она изображает скульптора, который трудится над новым произведением искусства. Фигура скульптора выполнена из бронзы, материал вырубаемого им камня - оникс. Масштабы фигуры и камня подобраны не случайно. Скульптура символизирует титанический труд, который мастер вкладывает в свое творение.

В рамках работы выставки до 7 февраля здесь проходят бесплатные мастер-классы с художниками, лекции и другие образовательные мероприятия. Билеты на выставку продаются онлайн на сайте Фестиваля, если не удаётся купить самостоятельно, то сотрудники на выставке помогут это сделать. Выставка 0+.