Найти в Дзене

Что такое добродетель?

"Мудрый человек думает о добродетели, а посредственный — о комфорте"                 Конфуций Добродетель является антонимом слова "грех" и есть определенный Богом образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра. Это богоподобные свойства человека, которые деятельно проявляются в его жизни.  "Добродетель не что иное есть как исполнение воли Божией." /преп. Симеон Богослов. Добродетель лежит в основании добродетельной жизни, корень которой в благоговении к Богу и ревностном стремлении к богоугождению, по которому человек служит Богу через людей и все, что делает обращает к славе Божией и ничему, кроме Его закона, не покоряется. Стремление к добру есть то же, что стремление пребывать в Боге, жажда богообщения и сила пребывать в общении с Богом постоянным, полным и всегдашним исполнением Его воли с помощью благодати и с верою в Господа, по силе и обету Крещения. Доброе расположение есть чувство или любовь к добрым (богоугодным) делам, лежащее в осн

Добродетель творит добро / Рисунок автора статьи
Добродетель творит добро / Рисунок автора статьи

"Мудрый человек думает о добродетели, а посредственный о комфорте" 

               Конфуций

Добродетель является антонимом слова "грех" и есть определенный Богом образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра. Это богоподобные свойства человека, которые деятельно проявляются в его жизни. 

"Добродетель не что иное есть как исполнение воли Божией." /преп. Симеон Богослов.

Добродетель лежит в основании добродетельной жизни, корень которой в благоговении к Богу и ревностном стремлении к богоугождению, по которому человек служит Богу через людей и все, что делает обращает к славе Божией и ничему, кроме Его закона, не покоряется.

Стремление к добру есть то же, что стремление пребывать в Боге, жажда богообщения и сила пребывать в общении с Богом постоянным, полным и всегдашним исполнением Его воли с помощью благодати и с верою в Господа, по силе и обету Крещения.

Доброе расположение есть чувство или любовь к добрым (богоугодным) делам, лежащее в основании их.

Всякое исполнение своего дела и заповедей Божьих надлежащим образом, то есть по вере в Господа и с законными обстоятельствами, есть доброе дело и оно лишь тогда добро, если творится для Бога и во славу Божию.

Истинная добродетель состоит в том, чтобы покорять свою волю воле Божией и побеждать :

благим – злое, 

смирением - гордость,

кротостью и терпением – гнев,

любовью - ненависть. 

Добродетель это Богочеловеческое действие, так как каждая евангельская добродетель соткана из действия благодати Божией и человеческого свободного волеизволения: "Источник любой добродетели – Бог".

/Марк Подвижник/.

Следовательно, добродетели – не наша собственность и заслуга: их дарует Бог, как и наши успехи в делах и начинаниях. "Сколько бы ты ни трудился, сколько бы ни старался – не считай доброго дела своим, потому что если бы ты не получил помощи свыше, все труды твои были бы напрасны." /Святитель Иоанн Златоуст/

Истинная добродетель – награда сама по себе.

"Где истинная добродетель, там и любовь;

где любовь, там добрая и спокойная совесть,

где спокойная совесть, там мир и покой,

где мир и покой, там утешение и радость" .

/Свт. Тихон Задонский/

Добродетель есть путь в Царство Небесное. Цель ее – приближение к Богу.

 Добродетели разделяют на высшие и начальные.

Начальные: вера, покаяние, терпение, кротость, надежда, послушание, воздержание, милосердие, молитва, целомудрие и др.

Высшие: непрестанная молитва, смирение, любовь, бесстрастие, дар духовного рассуждения и др.

Преподобный Ефрем Сирин делит добродетели на телесные, душевные и духовные.

Телесные добродетели – это:

а) воздержание (пост),

б) молитвенное бдение (молитвенное правило и богослужение),

в) физический труд по самообеспечению и послушанию; и др. аскетические подвиги на благо ближних, требующие физических (телесных) усилий над собой.

Душевные - это доброта, простота, почтительность, справедливость, великодушие, милосердие, щедрость, благородство, мужество.

Духовные - рассудительность, целомудрие, от которых рождаются вера, надежда, любовь, смирение, кротость, терпение, правдолюбие, свобода, сострадательность, богобоязненность, благодарность, умиление, благоговение.

Телесные добродетели должны служить душевным, душевные – духовным, а духовные – богопознанию.

/Преп. Нил Синайский/

Добродетели приобретаются через постоянное и равномерное духовное делание и способствуют наполнению матрицы души высокочастотными энергиями любви