Найти в Дзене

Физическая культура: Пикассо и восприятие цвета

Сегодня мы рассмотрим картину Пабло Пикассо «Голова женщины». Пикассо уделял много внимания анализу цвета и геометрии картины. Он разбирал изображение на части, анализировал его, стремясь показать незаметные на первый взгляд детали. Он рассекал формы на плоскости и грани, гипертрофировал объёмы, концентрировался на одной цветовой гамме («Розовый» и «Синий» периоды творчества). Но Пикассо анализировал действительность как художник, а мы разберемся, как мы видим цвет с физической точки зрения. Об этом нам рассказал старший научный сотрудник отдела нелинейной электродинамики Иван Оладышкин. Нам кажется, что мы видим полноцветный мир, но это не совсем правда, потому что способности человеческого зрения весьма ограничены. Во-первых, у нас только три цветовых рецептора, и всю картину цветового мира наш мозг достраивает на основе трех сигналов. Во-вторых, глаз реагирует лишь на свет с длиной волны приблизительно от 400 до 780 нанометров, а излучение вне этого диапазона мы не видим. С точки з

Сегодня мы рассмотрим картину Пабло Пикассо «Голова женщины».

Пикассо уделял много внимания анализу цвета и геометрии картины. Он разбирал изображение на части, анализировал его, стремясь показать незаметные на первый взгляд детали. Он рассекал формы на плоскости и грани, гипертрофировал объёмы, концентрировался на одной цветовой гамме («Розовый» и «Синий» периоды творчества).

Но Пикассо анализировал действительность как художник, а мы разберемся, как мы видим цвет с физической точки зрения. Об этом нам рассказал старший научный сотрудник отдела нелинейной электродинамики Иван Оладышкин.

Пабло Пикассо «Голова женщины»
Пабло Пикассо «Голова женщины»

Нам кажется, что мы видим полноцветный мир, но это не совсем правда, потому что способности человеческого зрения весьма ограничены. Во-первых, у нас только три цветовых рецептора, и всю картину цветового мира наш мозг достраивает на основе трех сигналов. Во-вторых, глаз реагирует лишь на свет с длиной волны приблизительно от 400 до 780 нанометров, а излучение вне этого диапазона мы не видим.

Разложение света в спектр при прохождении призмы
(Источник: D-Kuru from Wikimedia Commons)
Разложение света в спектр при прохождении призмы (Источник: D-Kuru from Wikimedia Commons)

С точки зрения физики у предметов вокруг нас нет какого-то одного «цвета»: от них исходит излучение с широким спектром, то есть огромное количество волн разных цветов одновременно (точно так же звук музыкального инструмента содержит одновременно множество нот и обертонов). В этом спектре может преобладать один цвет, а могут – сразу несколько цветов. Это можно увидеть, пропустив свет через призму.

Ощущение одного конкретного цвета достраивает уже наш мозг на основании тех самых сигналов от трёх зрительных рецепторов. Поэтому наш глаз легко обмануть. Например, нам кажется, что монитор показывает все цвета радуги, но это по сути дела оптическая иллюзия: пиксели любого дисплея светятся всего тремя цветами – красным, зеленым и синим. Комбинируя их яркость, можно возбудить наши цветовые рецепторы в нужной «пропорции» и создать ощущение любого цвета.

Экран телефона под электронным микроскопом Источник: https://ru.dreamstime.com
Экран телефона под электронным микроскопом Источник: https://ru.dreamstime.com

Так, например, ощущение фиолетового цвета можно создать как истинным фиолетовым цветом (лампой с длиной волны 400-450 нм), так и включив одновременно красный и синий пиксели на экране. Наш глаз также увидит фиолетовый, хотя физически никакого фиолетового излучения от монитора не идёт, в чём легко убедиться, рассмотрев любой дисплей под микроскопом. Эта особенность зрения называется метамерией.

Таким образом, наш глаз — это достаточно плохой спектральный прибор, а восприятие цветов лишь приблизительно передаёт реальную физическую картину видимого излучения вокруг нас.