Отказ работать отопителя салона автомобиля (печки), особенно в холодное время года, практически всегда чреват критическими последствиями. Вплоть до не возможности передвижения на нем.
Так как, например, с покрытыми слоем льда стеклами далеко на автомобиле не уедешь.
Рассмотрим причины этой неисправности связанные с выходом из строя электрической части отопителя салона. Применительно к автомобилю ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 и ВАЗ 2113.
А так же разберемся, можно ли что-то сделать своими силами для устранения этой проблемы.
Отказал отопитель салона (печка) автомобиля ВАЗ 2114, 2115, 2113. Список причин.
Если печка вообще не подает признаков жизни. Причины.
1. Вышел из строя переключатель скоростей печки.
При вращении его ручки в любое положение ни чего не происходит. Печка не работает. Теплый воздух из воздуховодов не идет вообще. Самое простое что может быть в таком случае - отошла от вибрации его задняя часть (съемная фишка с несколькими контактами), либо в ней или на самом переключателе окислились контакты. Для восстановления работоспособности можно восстановить соединение переключателя, контакты зачистить. Но, правда, для этого придется разобрать часть передней панели и демонтировать переключатель.
2. Пропала "масса" в электрической цепи включения электродвигателя отопителя.
В таком случае электродвигатель печки скорее всего так же работать не будет вообще. На автомобиле ВАЗ 2113, 2114 и ВАЗ 2115 минусовой провод отходит от самого электродвигателя и крепится рядом с ним к кузову автомобиля. В коробке воздухопритока под ветровым стеклом. Зачищаем этот контакт для восстановления "массы".
3. Имеется обрыв в электрической цепи включения электродвигателя вентилятора отопителя.
Возможно просто на просто отошла какая-то соединительная колодка в проводке или окислились соединения (контакты). В самом худшем случае скорее всего произошел обрыв в каком-либо проводе (переломился, перетерся, отсоединился и пр.). По схеме подключения находим проблемное место.
4. Вышел из строя электродвигатель печки.
В первую очередь под подозрение попадают щетки электродвигателя и его коллектор (к которому они прижимаются). Щетки чаще всего со временем стираются или даже разрушаются. Так же они могут зависнуть в направляющих. См. фото в начале статьи.
Коллектор якоря электродвигателя, аналогично, изнашивается или загрязняется.
В любом случае придется снимать электродвигатель отопителя (печки), разобрать его и проверить на наличие неисправности.
Помимо этого, в электродвигателе может произойти межвитковое замыкание обмотки якоря. В таком случае будет гореть предохранитель "печки" ( F7 в блоке предохранителей и реле). Электродвигатель в таком случае однозначно под замену.
Если печка (отопитель) работает только на малой скорости. Причины.
1. Неисправен переключатель скоростей отопителя.
Окислились контакты или вышел из строя сам переключатель.
2. Загрязнен или окислен коллектор якоря электродвигателя отопителя.
Необходимо снять электродвигатель, разобрать и зачистить коллектор.
3. Возможно вал якоря заклинивает в подшипниках.
Со стороны электродвигателя возможны посторонние звуки (скрежет, визг, скрип). Может перегорать предохранитель. Заменяем электродвигатель.
Если печка (отопитель) работает только на большой скорости. Причины.
1. Неисправен переключатель скоростей отопителя.
В случае неисправности переключатель подлежит замене.
2. Сгорел дополнительный резистор электродвигателя вентилятора отопителя.
Дополнительный резистор печки необходим для обеспечения малой и средней скорости работы электродвигателя отопителя.
Электродвигатель вентилятора отопителя (печки) ВАЗ 2113, 2114, 2115 может подключаться к бортовой сети либо напрямую (это будет самая высокая третья скорость его работы - 4100 об/мин), либо через дополнительный резистор имеющий две спирали сопротивления (0,23 Ом и 0,82 Ом). Если в цепь включены обе спирали - скорость низкая (1-я), если одна 0,23 - скорость средняя (2-я).
Основные неисправности дополнительного резистора: "обрыв" спирали и нарушение контакта в соединительной колодке (в результате ее оплавления или окисления выводов). В таком случае электродвигатель отопителя будет работать только на большой скорости. Наличие "обрыва" можно проверить омметром (мультиметром в режиме омметра). Если он есть, резистор под замену. Оплавленная с плохими контактами колодка может быть заменена на новую, выводы зачищены.
См. "Дополнительный резистор печки ВАЗ 2113, 2114, 2115".
Если печка (отопитель) то работает то нет. Причины.
Бывает ситуация, когда печка то работает, то нет. Или обороты ее вентилятора вдруг, ни с того ни с сего, падают до минимума. Потом стабилизируются. А потом опять падают. Так сказать плавают. Либо пока автомобиль стоит, печка крутит как положено, но стоит поехать и ее обороты начинают плавать. И такая чехарда ни как не кончается. Что действует на нервы водителю и отбивая напрочь желание ехать именно в этом автомобиле у пассажиров.
1. Зависли щетки электродвигателя отопителя салона.
Это наиболее популярная причина неисправности "плавают обороты печки" на автомобилях ВАЗ 2114 (2113, 2115) с пробегом. Так как у щеток электродвигателя есть свой ресурс, который они рано или поздно вырабатывают. То есть стираются. После чего щетки перестают нормально прижиматься к коллектору якоря электродвигателя. Контакт электрической цепи нарушается либо постепенно ухудшается. Электродвигатель начинает вращать вентилятор печки на плавающих оборотах. Хотя скорость может быть включена любая.
Для устранения этой неисправности придется снимать электродвигатель печки. Разбирать его. Осматривать щетки. И по результатом осмотра принимать решение об их замене или ремонте.
Больше информации по причинам неисправности "отказал отопитель салона (печка) автомобиля ВАЗ 2114, 2115, 2113" далее в статье на нашем сайте twokarburators.ru - "Не работает печка автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115. Причины.".
Что можно почитать еще по ремонту и обслуживанию автомобилей с пробегом на нашем канале? Вот несколько статей.
- Несколько способов проверки отопителя салона (печки) автомобиля
- Как быстро удалить воздушную пробку из радиатора отопителя салона автомобиля (печки)?
- Почему печка автомобиля гонит только холодный воздух?