Найти в Дзене

Дворцовый Петербург - Зимний дворец Петра I (ч. 1) - История.

Никогда не знаешь, что и где новенького вычитаешь. Так и случилось - недавно, интересуюсь историей Эрмитажа, узнал для себя новую и интересную информацию. Которой и хочу поделиться. Источник Первый Зимний дворец (1708-14). В 1708 году царь Петр I переселился на Адмиралтейскую сторону – противоположный берег Невы. Здесь он велел выстроить для себя первый деревянный Зимний дом – "маленькие хоромы в голландском стиле", с мезонином, выходившие фасадом на Среднюю улицу (Канал). В январе 1711 года "хоромы" были перенесены на Петровский остров. В феврале 1711 года начинается забивка свай под новое строение на берегу Невы. Архитектором был назначен Д. Трезини. К июню 1711 года был возведён первый этаж, а к ноябрю готов и весь главный корпус. Одновременно возводятся флигели в виде каре, таким образом, что дворец обретает замкнутый двор. Связующим звеном между основным зданием и одноэтажным каре становятся расположенные по бока дворца въездные ворота, украшенные моделями кораблей. Подобно св

Никогда не знаешь, что и где новенького вычитаешь. Так и случилось - недавно, интересуюсь историей Эрмитажа, узнал для себя новую и интересную информацию. Которой и хочу поделиться.

Источник

Первый Зимний дворец (1708-14).

В 1708 году царь Петр I переселился на Адмиралтейскую сторону – противоположный берег Невы.

Здесь он велел выстроить для себя первый деревянный Зимний дом – "маленькие хоромы в голландском стиле", с мезонином, выходившие фасадом на Среднюю улицу (Канал).

-2

В январе 1711 года "хоромы" были перенесены на Петровский остров.

В феврале 1711 года начинается забивка свай под новое строение на берегу Невы.

Архитектором был назначен Д. Трезини.

-4

К июню 1711 года был возведён первый этаж, а к ноябрю готов и весь главный корпус.

-5

Одновременно возводятся флигели в виде каре, таким образом, что дворец обретает замкнутый двор.

-6

Связующим звеном между основным зданием и одноэтажным каре становятся расположенные по бока дворца въездные ворота, украшенные моделями кораблей.

Подобно своему предшественнику, дворец по своему облику не был похож на царскую резиденцию. Более того, со временем он стал тесен для царской семьи.

В январе 1715 года Пётр принимает решение о необходимости строительства нового Зимнего дворца, на 50 метров ближе к берегу.

-8
Так, старый зимний дворец оказывался в глубине не то площади, не то парадного двора, т.е. уже не вписывался в новую градостроительную идею.

Дворец будет использовать до 1726 года (в т.ч. для размещения Сената и Канцелярий), изредка подвергаясь ремонтам.

-9

В мае 1726 года, по указу Екатерины I, его снесут, а материалы используют для расширения нового Зимнего дворца.

Второй Зимний дворец (1716-19).

Строительство Второго Зимнего дворца велось по проекту Г.-И. Маттарнови. Фасадом дворец должен был выходить на набережную Невы.

-10

Летом 1716 года началась разбивка нового участка зимнего двора. В августе заложили фундамент.

В 1717-18 годах возводились стены, причём на строительстве было задействовано 76 русских мастеров и 59 пленных шведов.

В 1718-20 годах шла отделка как основного здания, так и "малых палаток" вдоль канала.

-11

Центральный ризалит с четырьмя окнами на первом этаже был рустован, а на втором украшен пилястрами дорического ордера. В треугольном фронтоне две аллегорические фигуры поддерживали картуш для герба, увенчанный короной.

Боковые части фасада с широкими лопатками между окнами были украшены филёнками с гирляндами. Крыша была голландского типа (с переломом), а над ризалитом – в виде шатра с декоративной вазой.

В 1719 году дворец расширяется – становится массивнее, вдоль канала начинается строительство служебного корпуса и эллинга (для хранения бота), а также деревянной галереи от дворца к эллину.

-14

В 1720 году в канале у дворца строится кирпичная подпорная стенка, а через канал – мост. В том же году зимний двор был расширен за счёт соседнего участка И.Л. Блюментроста.

Между эллингом и жилыми покоями дворца помещался "гаванец" (7,5х16 метров) и был устроен крохотный (16х19 метров) партерный цветочный сад с фонтанчиком на пересечении диагональных дорожек. Внутренний дворик был выстлан голландским жёлтым кирпичом.

Изнутри дворец был великолепно отделан с использованием красного мрамора на стенах Большого зала, гипсовых рельефов, дубовых дверей и оконных рам. Комнаты не превышали 18 кв. метро, и только Большой зал имел площадь75 кв. м., а угловой к Зимней канавке –41 кв. метр. Обращают на себя внимание Г-образный коридор, отделяющий комнаты царя. Дворец имел четыре дубовые лестницы и полы.

На рисунке, изображающем разрез, видны следующие комнаты.

На первом этаже слева – столовая палата (угловая), в центре которой стоит буфет работы Н. Пино. Далее идут личные комнаты Петра I. На втором этаже – личные комнаты Екатерины. На цокольном этаже – помещения хозяйственного назначения с помпой, системой водопроводов и проточный канал, проходящий под зданием от Невы до гавани.

-17

20 октября 1720 года дворец осмотрела Екатерина, а 26 октября его впервые посетил Пётр. Через три дня царская семья переехала сюда, и уже через месяц здесь состоялись приём по случаю именин Екатерины и очередная ассамблея.

Однако, по-прежнему отвечая неприхотливым вкусам царя, был скорее жилищем для именитой семьи. Однако Пётр уже давно именовал себя императором, а потому ему нужен был более представительный дворец, с возможностью проводить праздники и приёмы.

Третий Зимний дворец (1719-23).

В апреле 1719 года Пётр I принимает решение о расширении набережного корпуса Зимнего дворца. Проект был вновь составлен Маттарнови, но в самый разгар работ последний внезапно умер, а потому работы возглавил Трезини, скорректировавший проект.

-18

В период с 1719 по 1722 годы возводятся центральная и восточная части лицевого корпуса парадных залов, выходящих на Неву.

-19

В новый протяжённый фасад (72 метра) органично вошла западная часть дворца, построенная раньше и уже представляющая собой одно целое. Для достижения единства этот западный "бюргерский" фасад Второго Зимнего дома Маттарнови повторяет в качестве восточного ризалита.

-20

При этом, Матарнови делает предельно малыми промежуточные части, связывающие три ризалита, – всего в три окна. Однако зрительно они кажутся большими благодаря ещё двум окнам, композиционно относящимся к боковым выступам.

Весь эффект царской резиденции Маттарнови сосредоточил в центре с повторением известного эффекта трёхпролётной триумфальной арки римских цезарей. Мощные колонны коринфского ордера на высоких пьедесталах примыкают к парным пилястрам и образуют барочный, устремлённый ввысь портик из четырёх опор, несущих сильно раскрепованный антаблемент. Главный пластический элемент – аттик с эффектным завершением.

-22

Высокий, сложный с многочисленными выступами и западами, подчёркнутыми филёнками он также несёт три пышных барочных картуша на продолжении оконных осей. Центральный картуш, украшенный фигурами и возвышающейся на пьедестале большой короной, имеет усложнённые очертания, характерные для немецкого искусства. На осях колонн, на аттике размещены четыре статуи с характерными для аллегорий петровского времени атрибутами.

С 22 октября 1721 года Зимний дворец становится официальной императорской резиденцией (поднесение Петру титула императора).

При этом, работы будут продолжаться вплоть до смерти царя (отделка, устройство дворцовой церкви, оранжереи, пристани и т.д.).

-24

Например, в мае 1724 года была покрыта железом крыша над Большим залом (изменилась и сама форма крыши).

-25

Весь второй этаж центральной части дворца занимал большой тронный зал (17,95 на11,56 метров, высота –6,69 метров). Стены завершал фриз и карниз, которые венчала падуга. С прямоугольного панно на потолке свисали пять больших паникадил.

Именно этот зал станет "Печальной залой" Петра, умершего в Третьем Зимнем дворце.

-26
Впоследствии Третий Зимний дворец использовался для различных нужд императорского двора, а при Елизавете Петровне в нём разместили лейб-кампанскую роту, с помощью которой дочь Петра I заняла царский престол.

Зимний дворец Екатерины I (1726-27).

Зимний дворец Екатерины – Третий Зимний дворец, расширенный дворец за счёт "Новопостроенных палат" (двухэтажных флигелей по периметру всего участка зимнего двора).

-27

По проекту Трезини, вместо многочисленных, разновременных и разнохарактерных построек, находившихся на участке от Невы до Большой Немецкой улицы, предстояло создать двухэтажное здание значительной протяжённости.

Ритмически членённые и скромные фасадами должны были выходить на канал и Большую Немецкую улицу, где планировалось соорудить арку для въезда в большой парадный двор.

-29

Помощниками Трезини был М. Земцов, Т. Усов, П. Еропкин.

На строительстве трудилось свыше 200 каменщиков и 100 плотников. Было использовано около 500 000 штук красного кирпича. Для ускорения работ помещения просушивали "горшками с жаром".

-30

К июлю 1726 года были возведены стены первого этажа, а к октябрю – окончены кровельные работы.

-31

В конце 1726 года шла отделка помещений, в т.ч. облицовка 70 печей.

-32

14 ноября 1726 года Екатерина въехала в "Новопостроенные палаты", но жила здесь недолго (скончалась 6 мая 1727 года).

Некоторые работы продолжались и после её смерти, до 1731 года.

В конце XVIII столетия на этом месте (на основе частично сохранившихся стен) был выстроен Эрмитажный театр.

-33

Но об этом - в другой раз.

Понравился материал? Ставь лайк! Не забывай также подписаться на канал, чтобы быть в курсе последних обновлений.