Странным совпадением оказалось, что последние две прочитанные мной книги касаются одной и той же темы. Правда, поняла я это далеко не сразу, но об этом чуть позже.
В книге “Сын Человеческий” протоиерей Александр Мень увлекательно и просто пересказывает Евангелие, описывая земную жизнь Иисуса Христа. Трудные места, где возникает множество вопросов, он тщательно и заботливо комментирует. И делает это настолько уверенно и деликатно, что мой скептицизм человека, далекого от религии, заметно уменьшился. Интересно.
Американский философ и арт-критик Морган Мейс, вероятно, знает, что такое деликатность. Однако в своей книге “Судьба животных. О лошадях, апокалипсисе и живописи как пророчестве” старательно ее избегает. Провокация нравится ему куда больше. На фоне умиротворяющего тона Александра Меня “Судьба животных” выглядит настоящей шоковой терапией.
Но, все же, первое что роднит этих двух авторов – это умение говорить просто о сложных вещах. В два абзаца Мейс помещает почти всего Шопенгауэра. И это далеко не единственный фокус, который он проделывает на страницах своей книги.
Вообще, она о картине “Судьба животных” Франца Марка. Хотя это и не совсем так. Франц Марк – немецкий художник, экспрессионист, который вместе с Василием Кандинским основал знаменитое объединение “Синий Всадник”.
Картину “Судьба Животных” Франц Марк написал в 1913 году. Три года спустя, в тридцать шесть лет, он погиб в битве при Вердене. Сражение длилось триста дней и вошло в историю как одно из самых кровавых в Первую мировую войну. За это время погибло около семисот тысяч человек.
В своей книге Морган Мейс последовательно доказывает, что “Судьба животных” – это не просто выдающееся произведение Франца Марка. Это картина-откровение, картина-предсказание не только судьбы Европы, но и всего живого в целом. Она пронзает материальность физического мира и уводит смотрящего к корням сущего. Но для этого нужно обладать подлинным вИдением.
В этом и заключается центральная идея Моргана Мейса, перекликающаяся с “Сыном Человеческим” Александра Меня. Иисус Христос раз за разом исцеляет людей, творя чудеса. Люди благодарно радуются, но сам Иисус испытывает глубокое разочарование. Он исцеляет тела, надеясь достучаться до сердец, но почти всегда тщетно.
Живопись, утверждает Морган Мейс, имеет надежду достичь той же цели – достучаться до наших сердец. Будучи чем-то физическим – мазками красок на плоской поверхности, она есть идеальный медиум для передачи духовных истин. В ее власти вытолкнуть нас за пределы зримого, по ту сторону изображенного на холсте.
Взглянуть на “Судьбу животных” по-настоящему, понять истину, которая кроется за чудесами Христа, – значит подлинно увидеть и услышать. А значит изменить свою жизнь, изменить вообще все. Вот о чём, в сущности, говорят эти две книги.
И, чтобы два раза не вставать с дивана, еще немного о Франце Марке.
Из книги Моргана Мейса:
В зиму с 1910 на 1911-й Франц Марк пережил свой annus mirabilis (славный год), который заставил его взглянуть на живопись совершенно по-новому. Заставил его увидеть живопись как орудие, чтобы отсекать несущественное и пробиваться к самому корню того, что существеннее всего.
Увидеть разницу между стилем, в котором Марк рисовал прежде, и живописью, в которой он "пробивался к корням", нетрудно. Животных Марк начал писать основными цветами.
В реальности, как известно, коровы не красные и не желтые. На картинах же Марка коровы – красные и желтые, а олени и лошади – синие, и именно по той причине, что в видимом мире те не красные, не желтые и не синие.
В этом и была вся суть художественного объединения "Синий Всадник". То, что лошадь и ее всадник нарисованы синим, проводит водораздел между точкой зрения реального мира и точкой зрения, которая реализуется на картине.
Легче всего было сравнить лошадей Франца Марка, нарисованных им до и после annus mirablilis.
Но котики не менее показательны в этом деле.
И точно без синих лошадей, когда дело касается Франца Марка, не обойтись. Пусть с ними рядом будет желтая корова. Самая жизнерадостная за всю историю живописи. Цвет! Буйство цвета!
И переход к абстракции
И в заключение скажу. Понимаю, что здесь история с такими книгами находит минимальный отклик, но, честно говоря, меня это не сильно беспокоит. Лучше больше книг и искусства, чем меньше. Мой девиз.
Тем более, что в последнее время я здесь не самый частый гость.
Но! Предупрежу, фокус моих интересов смещается в сторону искусства, а соответственно и книги в моих руках чаще тематические.
И я буду очень рада, если вас это не испугает.
А еще, все также зову вас в мой одноименный ТГ канал.
Он также в последнее время про искусство больше, чем меньше. А оно, как известно, спасает душу и делает нас лучше.
Чем не повод побыть там со мной )
И спасибо всем кто сюда еще заглядывает.
Это огромная честь для меня!