Найти в Дзене

Герман Абендрот – немецкий музыкант в Филармонии

«Дирижер — безусловно первоклассный — произвел своим здравым темпераментным исполнением сильное впечатление на публику, которая приветствовала его как артиста, сразу же ставшего симпатичным, понятным и близким», – сообщала в январе 1925 года, 100 лет назад «Вечерняя Красная газета», о выступлении известного немецкого музыканта в Ленинградской филармонии… Абендрот Герман / Hermann Abendroth – немецкий дирижер. Выпускник Мюнхенской консерватории, изучавший искусство дирижирования под руководством Феликса Мотля, Герман Абендрот сделал блестящую карьеру, работая в различных театрах, оркестрах и музыкальных обществах Германии, а также занимая в разные годы должность музикдиректора в Эссене, Кёльне, Бонне и Веймаре. Он возглавлял Кёльнскую консерваторию (1915–1934), Лейпцигский Гевандхауз (1934–1945), а с 1953-го – Симфонический оркестр Берлинского радио, войдя в историю как признанный интерпретатор классических партитур Бетховена, Брамса, Брукнера, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Шумана, Вагне

«Дирижер — безусловно первоклассный — произвел своим здравым темпераментным исполнением сильное впечатление на публику, которая приветствовала его как артиста, сразу же ставшего симпатичным, понятным и близким», – сообщала в январе 1925 года, 100 лет назад «Вечерняя Красная газета», о выступлении известного немецкого музыканта в Ленинградской филармонии…

Абендрот Герман / Hermann Abendroth – немецкий дирижер.

Герман Абендрот
Герман Абендрот

Выпускник Мюнхенской консерватории, изучавший искусство дирижирования под руководством Феликса Мотля, Герман Абендрот сделал блестящую карьеру, работая в различных театрах, оркестрах и музыкальных обществах Германии, а также занимая в разные годы должность музикдиректора в Эссене, Кёльне, Бонне и Веймаре. Он возглавлял Кёльнскую консерваторию (1915–1934), Лейпцигский Гевандхауз (1934–1945), а с 1953-го – Симфонический оркестр Берлинского радио, войдя в историю как признанный интерпретатор классических партитур Бетховена, Брамса, Брукнера, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Шумана, Вагнера. Музыка этих композиторов составила основу его программ с Филармоническим оркестром.

В Ленинградскую филармонию Абендрот впервые приехал в январе 1925 года на три концерта. Публика приняла дирижера сразу. Высоко оценила его и критика. Хотя неизбежное сравнение с Клемперером, выступившим в Ленинградской филармонии за два месяца до визита Абендрота, было не в пользу последнего: восхваляя его несомненные достоинства, рецензенты отмечали и чрезмерный академизм маэстро, противопоставляя его магическому темпераменту Клемперера.

Полюбил Абендрота и Филармонический оркестр. На серию концертов с коллективом его пригласят в апреле 1928-го (пять программ), а затем в апреле 1929-го (тоже пять программ). В следующий раз музыканты вместе выступят в январе 1951 года: несмотря на не вполне безупречную репутацию дирижера во времена Третьего рейха, он становится первым музыкантом, приехавшим в СССР из Германии (тогда – Германской Демократической Республики). Осенью 1954-го Абендрот вновь дает концерты с Заслуженным коллективом в Большом зале.

Симфонический концерт, дирижер - Герман Абендрот. Программка
Симфонический концерт; дирижер – Герман Абендрот
Симфонический концерт, дирижер - Герман Абендрот. Программка Симфонический концерт; дирижер – Герман Абендрот

В его семнадцати программах с оркестром прозвучали четыре симфонии Шуберта (№№ 3, 5, 8 и, очевидно, № 9, хотя в программке указан несуществующий № 10), симфонии Гайдна и Моцарта, Брамса (№ 1), Шумана (№ 4) и Брукнера (№ 2, № 4 и № 5 – ленинградская премьера), кончерто гроссо Генделя, увертюры к операм Вагнера, симфонические поэмы Листа. Были и современные авторы – Макс Регер, Рихард Штраус, Герман Ганс Ветцлер – его написанные в 1923 году «Видения» для большого оркестра, по-видимому, исполнялись у нас впервые, хотя в программке это не указано. Из русской музыки Абендрот дирижировал только Чайковского. Во второй приезд он исполнил Пятую симфонию – ее повторит и на гастролях 1954 года, а в 1929 году представил монографию Чайковского, куда вошли «Буря», «Моцартиана» и Шестая симфония.

Ни один визит Абендрота не обходился без Бетховена. В 1954 году он исполнил в Москве в Большом театре все симфонии композитора и дирижировал его оперой «Фиделио». А в Ленинграде оркестр под его управлением играл симфонии №№ 1, 3 (дважды), 5, 7 и 9. Бетховен звучал и на последних выступлениях дирижера в Большом зале 3 и 4 ноября 1954 года: увертюра «Кориолан» и Симфония № 9 с хором Капеллы и певцами Большого театра. Это был редкий случай работы Абендрота с солистами. Исключение составили и два его концерта в 1928 году, в которых выступил скрипач Адольф Буш, исполнив концерты Регера и Моцарта (№ 5). Тогда же Герман Абендрот оставил запись в «Золотой книге» Филармонии:

Замечательным, полным идей артистам оркестра Ленинградской филармонии после двухнедельной совместной работы – сердечная благодарность и восхищение! Как и три года назад, я счастлив этим опытом, особенно радуюсь возросшему мастерству, еще большему необычайному идеализму, этим дорогим людям, с которыми работать и взаимодействовать – радость и наслаждение! Особые кульминации этого раза:
4-я симфония Шумана, 1-я Брамса, 5-я Чайковского, 5-я Брукнера (премьера).
С сердечной дружбой,
Герман Абендрот
Ленинград, 9–22 апреля 1928

И. Р.