Минувшей ночью, когда большая часть города Волгограда уже мирно спала, и только редкие уличные фонари служили свидетелями ночных происшествий, на Алее Героев произошло событие, которое, казалось бы, могло бы вдохновить самого Пушкина на создание стихотворения о самых эпичных буревестниках нового времени. Нет, это не была ни революция, ни исторический момент. Это был просто очередной всплеск "культурного обмена", как выразились в некоторых кругах.
В 2 часа ночи, когда большинство жителей, скорее всего, наслаждались сладким сном или пересматривали на мобильных экранах видео с котиками, группа иноземцев устроила шоу прямо на дороге. Музыка, до этого тихо звучавшая где-то вдали, внезапно вознеслась на новый уровень — на полную громкость. Как оказалось, ночь — это идеальное время для того, чтобы заявить о своем присутствии и насладиться каждым моментом жизни в полной мере. Разгорелись не просто песни, а песни, которые бросают вызов всему миру, особенно когда они танцуют лезгинку на асфальте.
Что же творилось на этой Алее Героев? Жители города с удивлением обнаружили, что вместо привычного ночного покоя, их обнимала другая реальность: несколько человек, под бурные мотивы иноземной музыки, устраивали пляски прямо посреди дороги. Что-то в духе "У нас есть традиции, и мы будем их показывать, где бы мы ни были". Гордость за культуру, конечно, это здорово, но когда твои танцы начинают выбивать окно у соседей — это уже «не совсем кайф», как выразились бы сами эти жители.
В отличие от вандалов, которые когда-то устраивали «представления» на улицах, эти иноземцы не остановились на достигнутом. Пока операторы, вооруженные телефонами, пытались запечатлеть происходящее, танцоры, перешедшие на новый уровень уличного искусства, не прекращали. Их действия напоминали сцену из фильма «День независимости» в реальной жизни: громкие звуки, сигареты в зубах, и, конечно, неподражаемая грация танца на ночной дороге. В какой-то момент, видимо, усталость сказалась, и они решили сделать небольшой перерыв на перекур. Это, конечно, добавило атмосферности происходящему, ведь что может быть круче, чем танцевать под зажигательную музыку и с сигаретой в зубах, прямо на проезжей части?
Что по поводу этого думают местные жители? Где-то на заднем фоне шепот и недовольство, в какой-то момент начинают появляться мысли: «Как им не стыдно? Почему они позволяют себе такое поведение в гостях?» Но что делать в этой ситуации? Танцоры не прекращают своего «культурного обмена», так как для них в данный момент совершенно не существует преграды в виде вечернего времени, правил поведения на улице или даже элементарного уважения к окружающим.
Всё это можно было бы списать на «вечную дружбу народов», если бы не одно маленькое но. И вот оно. У нас есть законы, у нас есть свои правила, своя культура, которые не все могут понять с первого взгляда. Но если вспомнить про слова, произнесенные кем-то в Госдуме или на телевидении, что все должны следовать правилам, что каждому нужно уважать чужие границы, то такой манифест на общественном транспорте или площади, скорее всего, пришлось бы поддержать множеством жестов и слов. И вот тут появляется главный вопрос: кто на самом деле несет ответственность за нарушение границ — культурных, общественных и даже географических?
Почему мы и наши силовики должны ловить и наказывать их? Этот вопрос, пожалуй, будет мучить каждого, кто хоть немного задумывается об этике поведения в современных городах. Вроде бы и нормы есть, и установки правильные, но как-то не всегда все получается. Везде звучат напоминания о том, что каждый должен знать свои границы и не выходить за рамки общепринятых норм, но вот так, раз, и рвется ткань этой самой морали и общественного сознания, как только появляется пара-тройка танцующих людей с громкой музыкой и, возможно, большим запасом энергии.
Важный момент — их трогать нельзя. Почему? Вполне очевидно, что если вмешаться в ситуацию, то за дело могут взяться те самые моральные стражи, которые научат всех нас правильному поведению. И тогда вдруг, в какой-то момент, мы все окажемся в ловушке слова «нацист», приклеенного к самым невинным действиям. Не успеешь оглянуться, как окажешься виновным только потому, что не разделяешь энтузиазм «танцоров».
Зачем же всё это было сделано? Вряд ли танцы и громкие песни были вызваны исключительно желанием поразить местных жителей своей самобытностью и уникальностью. Это был явный вызов системе, где мир и порядок решают не всегда только законы, а ещё и громкость звука в неурочное время. Это была культовая акция в разрезе привычных норм.
И в этот момент в голове возникает всё больше вопросов, на которые не так уж и просто найти ответы. Где границы дозволенного, если даже такие эпизоды, как уличная лезгинка с сигаретой в зубах, становятся частью города? Как нам жить в таком мире, где правила танцев на улице столь же важны, как и правила на дороге?
Друзья, а что вы думаете на сей счёт?