Сколько на дне Мирового океана покоится атомных бомб, ядерных реакторов и торпед с ядерным боезарядом, оказавшихся там в результате аварий? Точно на этот вопрос не ответит никто, ибо страны, обладающие ядерными вооружениями, неохотно делятся этой информацией. Не так давно Пентагон признался о «безвозвратной утрате» 11 атомных бомб, попавших на дно океана в результате аварий с тяжелыми бомбардировщиками.
Все эти инциденты известны, и самым нелепым из них можно считать тот, что произошел в день сегодняшнего обзора — 21 января 1968 года недалеко от американской военной базы Туле в Гренландии.
Утром в этот день с авиабазы в Платтсбурге в небо поднялся самолет B-52G с четырьмя термоядерными бомбами на борту. Бомбардировщик участвовал в операции по патрулированию воздушного пространства вблизи морских границ СССР, и его маршрут пролегал над Гренландией, в том числе.
Один из членов экипажа — третий пилот майор д’Амарио, во время полета обложился в кресле поролоновыми подушками для большего комфорта. Еще одну он просто положил под кресло в запас, не обратив внимание, что подушка перекрыла вентиляционное отверстие системы отопления.
Когда настало время сменить пилота, д’Амарио пересел в его кресло и решил, что в кабине чересчур холодно. Майор открыл клапан забора горячего воздуха из системы охлаждения двигателя в систему отопления кабины. Но в результате небольшой технической неполадки горячий воздух не охлаждался предварительно, как это должно было быть, а поступал в кабину напрямую как есть — горячим потоком. От этого холод быстро сменился жарой, но это было полбеды.
От раскаленного воздуха загорелась поролоновая подушка, что лежала под креслом. Пока экипаж обнаружил причину едкого дыма, тот успел заполнить всю кабину, да так плотно, что стало не видно показаний приборов. Самолет запросил экстренную посадку на базе Туле, но командиру стало ясно, что в таких условиях он не дотянет до нее.
Выход оставался один, поэтому командир приказал всем семи членам экипажа катапультироваться. За исключением одного, все приземлились и выжили, а B-52G пробил лед залива Северной звезды в 11 км от взлетно-посадочной полосы базы.
Две из четырех ядерных бомб разрушились от удара об лед так, что ядерную начинку разбросало в радиусе 10 километров, а две бомбы ушли на дно вместе с обломками самолета. Целый год 3000 американских солдат собирали радиоактивный лед и снег и грузили его в специальные контейнеры. Что до бомб-потеряшек, то одну из них удалось достать со дна, а вторая и по сей день лежит среди обломков самолета.