Найти в Дзене
Литрес

Месть Бубликова, байкер и протараненный киоск: что вырезали из «Служебного романа»

«Служебный роман» – это не просто фильм, а целая эпоха в советском кино. Для многих он стал символом того времени, отображая будни людей, погружённых в рутину и мечтающих о чём-то большем. Увы, история, которую мы все знаем почти наизусть, отражает не весь авторский замысел. За фасадом привычных кадров скрывается множество нерассказанных деталей. Эльдару Рязанову пришлось сократить свой фильм почти вдвое, чтобы уложить его в рамки двухсерийного формата. Он был вынужден убрать удивительные и смешные моменты и сцены, которые могли бы глубже раскрыть героев. В этой статье расскажем, какие эпизоды не вошли в картину. В Советском Союзе оздоровительная гимнастика была обязательной и на рабочих местах, и в школах. Сцена, на которой сотрудники занимаются физкультурой прямо на работе, могла бы стать блестящей сатирой на бюрократию. Представьте себе: женщины с красивыми укладками в узких юбках и мужчины в строгих костюмах пытаются выполнять упражнения, которые никак не сочетаются с их офисным др
Оглавление

«Служебный роман» – это не просто фильм, а целая эпоха в советском кино. Для многих он стал символом того времени, отображая будни людей, погружённых в рутину и мечтающих о чём-то большем. Увы, история, которую мы все знаем почти наизусть, отражает не весь авторский замысел. За фасадом привычных кадров скрывается множество нерассказанных деталей. Эльдару Рязанову пришлось сократить свой фильм почти вдвое, чтобы уложить его в рамки двухсерийного формата. Он был вынужден убрать удивительные и смешные моменты и сцены, которые могли бы глубже раскрыть героев. В этой статье расскажем, какие эпизоды не вошли в картину.

Производственная гимнастика без энтузиазма

В Советском Союзе оздоровительная гимнастика была обязательной и на рабочих местах, и в школах. Сцена, на которой сотрудники занимаются физкультурой прямо на работе, могла бы стать блестящей сатирой на бюрократию. Представьте себе: женщины с красивыми укладками в узких юбках и мужчины в строгих костюмах пытаются выполнять упражнения, которые никак не сочетаются с их офисным дресс-кодом. Унылые наклоны, неудобные махи руками, смущенные взгляды друг на друга – всё это подчёркивало бы абсурдность происходящего. Этот эпизод мог бы стать живым свидетельством того, как советская действительность порой заставляла людей сочетать несочетаемое, чтобы соответствовать требованиям бумажных норм.

Секретарша Верочка и её неугомонный муж

Верочка, известная своей болтовнёй и безукоризненным чувством стиля, должна была иметь полноценную семейную линию. Её мужа сначала играл Михаил Светин, он представлял образ комичного «байкера» в кожаной куртке, разъезжающего по Москве на мотоцикле. Однако Рязанов решил заменить актёра на Александра Фатюшина, известного по роли Сергея Гурина, спившегося мужа Людмилы из фильма «Москва слезам не верит».

Сцены с мужем Верочки запечатлели не только их конфликты и бурные выяснения отношений, но и забавные моменты примирения. Например, одна из них показывала, как муж приехал за Верочкой после работы, чтобы отвезти её на мотоцикле домой. На другой они пытались решить семейные проблемы прямо во время гимнастики. На третьей герой вместе с сотрудниками провожал преобразившуюся Мымру восхищённым взглядом. К сожалению травма глаз, которую Фатюшин получил на репетиции в театре, сделала невозможным его дальнейшее участие в съемках, поэтому большая часть этой сюжетной линии осталась на плёнке, так и не увидев света.

Погоня «воскресшего» Бубликова

Увы, появление «воскресшего» Бубликова вошло в фильм не полностью. Герой, которого коллеги уже «похоронили» благодаря инициативе Шуры, внезапно появлялся в офисе, сея панику и смятение. Сотрудники и муж Шурочки с ужасом смотрели на Бубликова, который как ни в чём не бывало входил в помещение, раздевался в гардеробе и причёсывался. Увидев свой траурный портрет с венком, он подходил к нему ближе, в то время как потрясённая Шурочка отступала за кадр. У этой сцены было довольно комичное продолжение в виде энергичной погони, когда Бубликов пытался поймать активистку и проучить её. Известно, что на съёмках актёры отыграли и другой не менее смешной вариант. Актриса Людмила Иванова внезапно кричала: «Ура, да здравствует живой товарищ Бубликов!». На что растерявшийся Пётр Щербаков неловко кланялся, бормоча: «Спасибо, спасибо за всё, дорогие товарищи!»

Сплетни на рабочем месте

Немало хронометража занимали сплетни двух болтушек – Верочки и её закадычной подруги Алёны. Вторая героиня часто появлялась рядом с секретаршей в кадре, обсуждая последние новости и делясь женскими секретами. Эти разговоры, наполненные иронией и обыденностью, могли бы ещё больше раскрыть образ Верочки, показав её как человека с собственным кругом общения и жизненными заботами, и наполнить фильм комическими деталями жизни офиса. Однако из-за сокращений роль Алёны осталась эпизодической. Героиня появляется лишь в сцене, когда Верочка сообщает ей по телефону умопомрачительную сплетню о том, что Оленька Рыжова влюблена в Самохвалова.

Многие до сих пор спорят о том, правильно ли поступил Самохвалов, когда, устав от внимания Рыжовой, отдал её любовные письма Шуре, чтобы местком рассмотрел поведение сотрудницы. Кому-то этот поступок кажется трусливым и бесчестным, кто-то защищает героя, объясняя, что он обнародовал письма вынужденно и на эмоциях, ведь Рыжова не хотела его слышать и в своих мечтах перешла за грань. Если бы Рязанов не вырезал некоторые сцены, то образ нежной и романтичной Оленьки мог бы приобрести совсем другие краски. Её настойчивость, граничащая с навязчивостью, могла вызвать не столько сочувствие, сколько раздражение зрителей. В почти пятичасовой версии фильма Рыжова не только следила за Самохваловым, появляясь в его дома и при жене и гостях глядя на него влюблёнными глазами. Она предлагала предмету своего слепого обожания отправиться с ней в автобусную экскурсию по городам России, надеясь, что это путешествие поможет пробудить в нём старые чувства. Ответ героя был мягким, но ироничным: «Мы с тобой в таком возрасте, Оленька, что нас уже лучше лишний раз не трясти».

Самохвалов за рулём

По сценарию герой Басилашвили хвастается перед другом-неудачником новеньким авто и везёт его кататься. Самохвалов должен был виртуозно справляться с вождением, однако на съёмках актёр впервые сел за руль. Это привело к курьёзному происшествию, когда Басилашвили перепутал педали газа и тормоза и протаранил киоск «Союзпечать», чуть не повредив дорогостоящую камеру. Авария могла бы стоить актёру премии. Но фильм имел грандиозный успех, поэтому Басилашвили получил все выплаты. Этот случаный эпизод, полный абсурда и комизма, мог бы стать жемчужиной фильма, но режиссёру пришлось от него отказаться.

Хотя многие сцены остались на монтажном столе, «Служебный роман» всё равно получился необыкновенно лиричным и искренним фильмом, за что его и любят. Возможно, он не потерял своего очарования, потому что сам Рязанов, работая над ним, находился в состояния влюблённости, и это чувство дало картине те краски, интонации и детали, которые до сих пор находят отклик в сердцах зрителей.

-2