1. Начало.
Идея соединить телеграфной линией два континента - Америку и Европу - в середине 19 века буквально витала в воздухе. Первым предложил это сделать Сэмюэль Морзе в 1840 году.
Почтовым пароходам в то время требовалось не менее 10 дней, чтобы пересечь Атлантический океан, телеграф же обещал значительно увеличить скорость передачи срочных сообщений. Но настоящее развитие эта идея получила когда за её практическую реализацию взялся американский предприниматель Сайрус У. Филд.
2. Сайрус У. Филд и создание АТС
Сайрус Уэст Филд родился 30 ноября 1819 года в Стокбридж, Массачусетс, США. В 15 лет уехал в Нью-Йорк , где работал грузчиком, кладовщиком... Затем, собрав начальный капитал, в 20 лет начал собственное дело - производство газетной бумаги, и в 34 года стал одним из богатейших дельцов Нью-Йорка. Поворотным моментом в жизни Филда стало знакомство с канадским инженером Фредериком Ньютоном Гисборном.
Именно Гисборн предложил Филду участие в постройке линия связи из Сент-Джонса, Ньюфаундленд, в Нью-Йорк. И хотя этот проект не был реализован из-за недостаточного финансирования, энтузиазм Филда в отношении телеграфии не угас. И наконец, в 1856 году Филд и английские инженеры Джон Уоткинс Бретт и Чарльз Тилстон Брайт, оба специалисты по подводному телеграфу, основали Атлантическую телеграфную компанию (ATC) с целью прокладки трансатлантического кабеля. Однако общественное мнение по поводу телеграфа отнеслось настороженно. Ходили слухи, что всё это тщательно продуманная мистификация или мошенническая схема с акциями, целью которой обман ничего не подозревающих инвесторов. Но всё изменилось, когда субсидировать проект согласились правительства Великобритании и США. И работа закипела.
3. Первые трудности проекта
Как только в АТС приступили к практическому исполнению замысла, стала ясна вся громада тех проблем, которые необходимо было решить. Никто в мире не прокладывал кабели такой дальности (свыше 3000 км) и на такой глубине - 3000 метров. И это в морской воде! Таких кабелей просто не было. Как не было аппаратуры связи для линий такой дальности, и техники для прокладки кабеля... И много-много другого... Всё приходилось делать, изобретая это буквально на ходу.
Главное - кабель. Необходимо было выбрать оптимальное соотношение диаметра медного проводника и удельного веса кабеля. В результате консультаций и дискуссии между М. Фарадеем, У. Томсоном и О.У. Уайтхаусом (электриком АТС) его параметры были согласованы. И наконец компания Gutta Percha Co. приступила к его изготовлению. Сердечник кабеля состоял из семи скрученных вместе медных жил диаметром 0,083 дюйма. Готовый сердечник весил 107 фунтов на морскую милю. Медный проводник был обернут тремя слоями гуттаперчи — латекса, получаемого из одноимённых деревьев. Затем изолированную сердцевину покрывали просмолённой пенькой и обматывали железной проволокой. Готовый кабель имел диаметр около 15 мм.
Уильям Томсон (лорд Кельвин) создал специально для этой линии связи приемопередатчик:
4. Первая попытка прокладки кабеля.
Трансатлантический кабель должен был соединить Хартс-Контент в Ньюфаундленде с Телеграф-Филд на острове Валентия в Ирландии.
В то время ни один корабль не мог перевезти весь необходимый подводный кабель, поэтому груз (1500 тонн) разделили между двумя военными кораблями, HMS «Агамемнон» и USSF «Ниагара», которые были переоборудованы для перевозки груза. Было решено соединить кабель в середине океана, а затем направить корабли в противоположные стороны, прокладывая кабель по мере продвижения.
И вот 5 августа 1857 года экспедиция отправилась в путь. Началась прокладка кабеля.
Но 11 августа, около 3:45 утра, корма "Ниагары"опустилась в ложбину волны. Когда корабль поднялся, давление на трос усилилось. Тормоза должны были отпустить, но этого не произошло. Трос оборвался и кабель погрузился на глубину, откуда его невозможно было достать. Филд немедленно отправился в Англию на борту "Леопарда ", чтобы встретиться с советом директоров АТС. "Ниагара" и "Агамемнон" оставались на месте в течение нескольких дней, когда стало известно, что работы остановлены на год.
5. Вторая попытка прокладки кабеля.
Следующим летом корабли снова отправились в путь. На этот раз «Агамемнон» и «Ниагара» должны были встретиться на 52°2’ северной широты, 33°18’ западной долготы, в середине предполагаемой линии. Наконец, 25 июня 1858 года «Агамемнон» и «Ниагара» встретились. Экипажи соединили кабель, и корабли отправились в путь. Сначала корабли могли общаться по кабелю, но около 3:30 утра 27 июня в обоих журналах регистрации был зафиксирован сбой. Экипажи не хотели тратить время на расследование, поэтому они согласились отказаться от проложенного 100-километрового кабеля и соединить новый, после чего корабли снова отправились в путь. Но 29 июня у «Агамемнона» около полуночи трос оборвался и кабель был потерян. Как оказалось, шестидневный шторм повредил трос, пока он лежал на палубе. К этому моменту два корабля находились на расстоянии сотен километров друг от друга и направились обратно в Квинстаун в ожидании дальнейших указаний.
6. Третья и последняя попытка прокладки кабеля.
Но Филд не сдавался, и ему пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить членов совета директоров ATC предпринять ещё одну попытку.
Корабли отправились в путь в третий раз 17 июля 1858 года. На этот раз прокладка кабеля прошла без происшествий. 29 июля два корабля соединили два конца кабеля посередине Атлантического океана, опустили его в воду на глубину 2745 метров, а затем каждый корабль направился в свой порт назначения. «Ниагара» прибыла 4 августа, «Агамемнон» — на следующий день. Кабель протяжённостью 3200 км соединил залив Буллс-Арм (который в 1921 году был переименован в Саннисайд) в Ньюфаундленде с Телеграф-Филд на острове Валентия в Ирландии. К 10 августа диспетчеры отправляли тестовые сообщения, а 16 августа 1858 года королева Виктория и президент США Джеймс Бьюкенен обменялись телеграфными приветствиями, открыв первый трансатлантический кабель, соединивший Британскую Северную Америку с Ирландией. Это был не совсем мгновенный обмен сообщениями: на отправку приветствия королевы из 98 слов по 3200-километровому кабелю ушло почти 16 часов.
Но проработала телеграфная линия всего три недели. Было передано 732 сообщения. Из-за очень слабого сигнала главный инженер АТС Уайтхаус повысил напряжение на линии до 2000 вольт, что предположительно и привело к выходу кабеля из строя.
7. Кабель и Тиффани.
«Ниагара» прибыла в Нью-Йорк после прокладки с сотнями километров лишнего кабеля. Ювелирная компания Tiffany & Co. выкупила его. Мастера Тиффани разрезали кабель на 10-сантиметровые отрезки, закрепив концы каждого отрезка латунными наконечниками и прикрепив табличку с описанием Сувениры продавались по 50 центов за штуку (сегодня это примерно 15 долларов США); К каждому отрезку прилагалась факсимильная копия записки, подписанной Сайрусом У. Филдом, подтверждающей, что он продал Тиффани остаток кабеля от Ниагары.
Эпилог
После поломки первого кабеля Филд был полон решимости попробовать ещё раз. Большинство акционеров ATC не были заинтересованы в инвестировании в ещё один трансатлантический кабель, но британское правительство продолжило финансировать проект. И в 1866 году компании наконец удалось построить постоянный трансатлантический кабель.
Но это уже другая история...