Интервью с экспертом, постоянно погруженным в свою работу, интересны не только тем, что взгляды и соображения, высказанные опытными, думающим специалистом дают широкое представление о методах и практике работы в отечественном футболе, по ним можно вообще судить об уровне мысли, развитии современного футбольного тренера у нас в стране, о тех игровых организационных проблемах, над которыми тренер обязан думать и которые ему приходится решать.
Мы продолжаем Вас знакомить с материалами под общим заголовком Техника, Тактика, Труд.
Перед вами беседа - с заслуженным Александром Семеновичем Пономаревым, работавшим тренером СССР сборной страны в 1972 году.
В. В. - Сначала вопрос, Александр Семенович, не как тренеру сборной, а как лучшему бомбардиру чемпионатов страны: почему так мало забивают наши форварды?
А. П. - Это, я думаю, волнует всех. Но хочу заметить: не только в нашем футболе упала результативность. Сокрушаются по этому поводу даже англичане и бразильцы. Мне кажется, весь мировой футбол на протяжении послед них лет в той или иной степени переживает голевую недостаточность. Действительно, раньше форварды забивали больше. Почему? Да потому, что существовавшие ранее тактические методы ведения обороны долго не менялись. Нападающие изучили их досконально и научились преодолевать. Развитие футбола соперничество обороны и атаки. Когда атака стала брать - это постоянное верх, оборона начала принимать контрмеры. Появление четырех защитников сразу резко снизило результативность. Ныне футбол находится на том этапе развития, когда верх берет защита, а атака должна искать способы и средства, чтобы лишить оборону завоеванного преимущества. Этим, понятно, и объясняется появление лозунга : «За атакующий футбол». Словом, построение обороны опережает по своей практичности сегодня построение атаки.
Но раз в этом смысле форвардам стало труднее, они должны приобретать какие-то более совершенные качества...
Безусловно, эволюция коснется не только тактики. Индивидуальное мастерство, новые технические элементы помогут нападающим догнать И перегнать, превзойти игроков обороны. С одной стороны - соперничество в тактике, с другой - в мастерстве. Чтобы нанести прицельный удар из трудного положения при скоплении игроков, необходимо прежде всего выиграть время. За счет чего? За счет мгновенного исполнения технического приема. Удар по воротам надо наносить после одного касания мяча, второе - уже удар! Если раньше форвард должен был, как бы точнее выразиться, приспособить для себя мяч, подготовить его для удара, то теперь он должен сам приспосабливаться к мячу, бить из неудобного положения, с любого отскока.
В. В. - Значит, прежде всего - техника. А атлетизм?
А. П. - Атлетические качества теперь принимают несколько иную окраску. Сила, мощь, пробивная способность отходят на второй план. В атлетической подготовке главное сейчас ловкость, гибкость, координация. И конечно, скорость. Чтобы приспособиться, как я говорил, к мячу, необходимо быть быстрым и координированным. Вообще же, думается, период превосходства обороны над атакой подходит к концу. Я не удивлюсь, если в ближайшем будущем придется вновь задумываться защитникам, что же противопоставить форвардам.
В. В. - В связи с тем, что вы говорили о тактике: должна ли сборная следовать игре клубов или может принять на вооружение собственную тактическую систему независимо от того, играют так клубы или нет?
Вы, очевидно, имеете в виду опыт Рамсея 1966 года, когда сборная Англии играла так, как до этого ни один английский клуб. Мне все же кажется, что манера и система игры сборной должны брать истоки в своем клубном футболе и соответственно тактика сборной должна строиться на основе лучших достижений клубов. При этом сборная имеет возможность все это использовать широко, всесторонне — у нее ведь лучшие исполнители, а кроме того, тренеры клубов не держат обычно в секрете от тренеров сборной свои тактические находки.
В.В. - Выходит, при комплектовании сборной Ваша исходная позиция: лучшие игроки и затем для них - тактика, а не мысленное создание модели игры и под нее подбор?
А. П. - В идеале, конечно, следовало бы действовать вторым методом. Если в клубах есть большой выбор в выcoко классных исполнителей разнообразных игровых манер и амплуа, тренер сборной может сконструировать мысленно модель игры команды, соответствующую его вкусам, творческим взглядам, турнирным задачам, а затем выбрать подходящих исполнителей. Но это мечта. Так может бы только в идеальном случае. На практике же мы вынуждены собирать лучших игроков из разных команд, желательно связками или линиями, и после этого, когда мы видим, что имеем, подбирать тактические варианты.
В. В. - Значит, не может случиться так, чтобы какой-то игрок Вам как тренеру нравился, обладал хорошим качествами, но его манера игры не подходила сборной команде?
А. П. - Все же так может быть, и опять-таки потому, что ограничен выбор исполнителей. Здесь нет противоречия. Ограниченность выбора не позволяет жертвовать, например, хорошим полузащитником-универсалом ради даже отличного полузащитника атакующего плана. Если иметь как минимум двух-трех первоклассных полузащитников- универсалов, то можно спокойно вводить в состав лишних форвардов. Но поскольку большинство игроков способны ограниченные функции, приходится порой жертвовать кем-то исходя из практических соображений Думаю, так ответил бы каждый из тренеров, работавших со сборной.
В. В. - А может быть наоборот: Вы берете игрока, который не отвечает вашему вкусу, имеет очевидные недостатки, но нужен сборной для решения локальной задачи?
А. П. - К сожалению, и так случается. У сборной команды от одного-единственного матча часто зависит ее дальнейшая турнирная судьба. Конечно, если заглядывать в будущее, если решать не разовую задачу, то футболистов с ярко выраженными недостатками, игроков невысокого класса в сборной не должно быть, попросту говоря. То, что они изредка попадают в неe попадают из-за нехватки классных игроков, — это беда нашего футбола, а не вина тренеров.
В. В. - Предполагаете ли вы давать тренерам клубов задания, обращаться с просьбами по поводу того, кого и как готовить для сборной? Или будете просто выбирать лучших по качеству игры в чемпионате страны?
А. П. - Думаю, состав сборной не претерпит больших изменений. Безусловно, какие-то поправки в ходе сезона Мы будем делать, привлекать тех, кто явно выделяется в матчах чемпионата. Однако главная задача - чтобы игроки сборной полностью раскрывались в своих клубах. Для этого необходим теснейший контакт с тренерами, составление совместных планов работы.
В. В. - Надо ли понимать это так, что в сборной футболисты будут использоваться лишь в тех амплуа, выполнять те же функции, что и в клубах?
А. П. - На 90 процентов это будет так. Возможны лишь самые минимальные исключения, скорее, лишь уточнения игровых заданий. Кстати, ведь в клубе один и тот же игрок в различных матчах выполняет и различные обязанности, его функции несколько меняются B зависимости от того, с кем, где и когда играет команда.
В. В. - Много говорят о сыгранности сборной в связи с необходимостью проводить длительные совместные тренировки ее игроков. Однако в Вашем плане — лишь краткосрочные сборы.
А. П. - Чем грамотнее и класснее игроки, тем меньше времени нужно им, чтобы достичь взаимопонимания. Составляя план, я исходил из своих знаний о кандидатах в сборную, основывался на доверии к ним, на уважительном отношении к их мастерству. Слишком долгие сборы я в этом убежден себя не оправдывают, идут во вред и сборной и клубам. Но все же жизнь покажет, не переоценили ли мы способности наших футболистов. Возможно, придется несколько увеличить время на совместную подготовку к ответственным соревнованиям.
В. В. - В 1963 году московское «Динамо» под вашим руководством стало чемпионом страны, а в следующем сезоне в сборную в разное время привлекались 13 (!) динамовцев, и в чемпионате клуб лихорадило...
А. П. - Да, я хорошо помню об этом и учитываю интересы клубов. Вот и сейчас, в начале февраля, в первую поездку сборная отправляется без футболистов киевского и московского «Динамо». Киевляне сами выехали в турне для встреч с сильными зарубежными клубами, необходимо для подготовки к выступлениям в Кубке чемпионов. Москвичам же вот-вот предстоят встречи в Кубке кубков. Поэтому мы не отрываем игроков этих команд, хотя сборной лучше было бы собраться в полном составе. И в ходе сезона мы будем брать в сборную в только тех, кто действительно нужен. Я твердо убежден, что нельзя интересы сборной и клубов рассматривать отдельно: все связано воедино — и их успехи, и их удачи.