Найти в Дзене
Книгоед

Художники комиксов

Относятся ли комиксы к литературе? Вопрос всё ещё остаётся дискуссионным. Есть те, кто причисляет комиксы к литературе, а есть те, кто вообще отказывает комиксам в праве называться искусством. Всё это не так важно. Есть факт – комиксы популярны, они рассказывают истории и создают вымышленные миры. Но в их основе лежит не текст, состоящий из слов, а картинки. Поэтому основная нагрузка при создании комиксов ложится на художников. И перед ними стоит тяжелейшая задача – рассказать связную историю с помощью рисунков, практически не используя текст. Поэтому стоит побольше узнать о тех, кто так часто остаётся в стороне от славы. Этот художник родился 26 марта 1951 года в Великобритании. Там американские комиксы были недоступны аж до 1959 года, но как только они появились, Болланд сразу же стал их фанатом. Увлечённый рисованием, юный любитель комиксов пошёл учиться графическому дизайну и истории искусств. Первой его работой стал комикс «Пауэрмэн». Правда, он почему-то распространялся только в
Оглавление

Относятся ли комиксы к литературе? Вопрос всё ещё остаётся дискуссионным. Есть те, кто причисляет комиксы к литературе, а есть те, кто вообще отказывает комиксам в праве называться искусством. Всё это не так важно. Есть факт – комиксы популярны, они рассказывают истории и создают вымышленные миры. Но в их основе лежит не текст, состоящий из слов, а картинки. Поэтому основная нагрузка при создании комиксов ложится на художников. И перед ними стоит тяжелейшая задача – рассказать связную историю с помощью рисунков, практически не используя текст. Поэтому стоит побольше узнать о тех, кто так часто остаётся в стороне от славы.

Брайан Болланд

-2

Этот художник родился 26 марта 1951 года в Великобритании. Там американские комиксы были недоступны аж до 1959 года, но как только они появились, Болланд сразу же стал их фанатом. Увлечённый рисованием, юный любитель комиксов пошёл учиться графическому дизайну и истории искусств. Первой его работой стал комикс «Пауэрмэн». Правда, он почему-то распространялся только в Нигерии. Какое-то время Болланд оставался в андеграунде, работая на британское издание Time Out. Но в 1977 году случился прорыв – юного художника заметили в издательстве 2000 AD, которое выпускало комиксы про Судью Дредда. Болланду заказали дизайн комиксов. Так началась экспансия британских художников в типично американское искусство.

В 1980-е годы Болланда пригласило культовое издательство DC, выпускающее одни из самых известных комиксов. Компания предложила Болланду выбрать любого персонажа и разработать его дизайн. В сотрудничестве в 1988 году родилась самая известная работа художника – «Бэтмен. Убийственная шутка». Автором был известный писатель Алан Мур, создатель множества великолепных комиксов. В этой работе рассказывается история одного из самых харизматичных злодеев в истории искусства – Джокера. Мур и Болланд вместе создали биографию этого антагониста, придумали историю, как он стал злодеем. Эта великолепная работа стала одной из самых мрачных и спорных в истории комиксов про Бэтмена. А образ Джокера, созданный Брайаном Болландом, стал каноническим настолько, что при работе над ролью в фильме сэра Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь» актёр Хит Леджер ориентировался на образ, придуманный Болландом. Он несколько раз перечитывал графический роман, чтобы лучше вжиться в роль.

Впрочем, сам Болланд выразил недовольство окончательной версией книги. Он сожалел по поводу того, что из-за сжатого графика не смог раскрасить книгу сам. К счастью, в марте 2008 года вышло двадцатилетнее юбилейное издание «Убийственной шутки» в твёрдом переплёте, оформленное так, как изначально задумывал Болланд, и полностью переработанное самим художником. В мае 2009 года книга попала в список бестселлеров The New York Times.

В 1996 году Болланд написал и нарисовал рассказ «Невинный парень» для антологии «Бэтмен: черное и белое», в котором обычный житель Готэм-Сити планирует убийство Тёмного рыцаря. Произведение было задумано как дань уважения Бэтмену, и в 2006 году Болланд написал: «Если бы кто-нибудь спросил меня, чем я больше всего горжусь в своей карьере, то я бы назвал эту работу».

Кроме Бэтмена, Болланд также работал над комиксами про таких известных героев, как Чудо-женщина, Аквамен, Женщина-кошка, Флэш и Супермен.

Уилл Айснер

-3

Он родился в Бруклине 6 марта 1917 года. Можно сказать, что Айснер стоит у истоков комиксов, какими мы их знаем сегодня. Не зря его называют «отцом графических романов». Собственно, сам термин «графический роман» впервые был придуман специально для рекламного продвижения произведений Айснера в 1978 году. А именно – романа «Договор с Богом».

Айснер с детства был увлечён комиксами. Сам он начал рисовать ещё в 1930-е годы, сотрудничая с газетой The New York American. Прорывом для Айснера стал комикс «The Spirit» («Дух»), созданный и опубликованный в 1940 году. Успех был ошеломительный. Этот комикс настолько влиятелен, что его экранизировали в 2008 году (в российском прокате он шёл под названием «Мститель»).

Но Айснер писал не только о героях. Одна из известнейших и серьёзнейших его работ – графический роман «К сердцу бури». Он во многом автобиографичен и повествует о жизни в США в 1930-40-е годы, о Второй мировой войне. Прототип героя – сам Айснер, который едет в поезде на фронт, смотрит в окно, а в его сознании оживают воспоминания о предыдущей части жизни.

А в 2005 году, незадолго до смерти, Айснер выпустил ещё один крайне серьёзный графический роман – «Заговор. Тайная история Протокола сионских мудрецов». В книге рассказывается об антисемитском заговоре, стоящем за фальсифицированной работой «Протоколы сионских мудрецов», написанной русско-французским писателем Матье Головинским в 1905 году. Айснер решился на её написание, когда за несколько лет до своей смерти в 2005 году узнал, что ведущие на «Радио Ислам» читают выдержки из «Протоколов».

Книга была выпущена с предисловием Умберто Эко под названием «Сила лжи». В журнале Eye критик Стив Хеллер похвалил Айснера за то, что он взялся за эту тему, но раскритиковал «неуклюжую, удивительно наивную методологию» работы, преувеличенные выражения лиц и жесты, а также серое оформление.

Помимо работы в качестве художника, Айснер выступал как теоретик искусства создания комиксов и лектор. Особенно в последние годы жизни Айснер часто выступал с лекциями о создании комиксов и особенностях этого вида искусства. Айснер преподавал в Школе визуальных искусств в Нью-Йорке, где опубликовал коллекцию работ своих студентов «Галерея Уилла Айснера» и написал две книги, основанные на этих лекциях: «Комиксы и последовательное искусство» и «Визуальный нарратив», которые широко используются студентами, изучающими карикатуру.

Айснера и по сей день почитают в мире комиксов. В его честь была названа самая престижная премия в мире комиксов – «Премия индустрии комиксов имени Уилла Айснера». Её вручают каждый год в ходе конференции «San Diego Comic-Con International».

Джим Стеранко

-4

Один из крупнейших из ныне живущих художников комиксов. Он родился 5 ноября 1938 года в штате Пенсильвания. Уже в подростковом возрасте Стеранко увлёкся рисованием. Поскольку он был из бедной семьи, то ему приходилось собирать на улице макулатуру и сдавать её, чтобы купить принадлежности для рисования.

Рисовать комиксы Стеранко начал ещё в школе. Ученикам задали создать проект, в котором будущий художник показал свои новаторские идеи. К сожалению, учитель не оценил стараний ученика. Стеранко так расстроился, что на какое-то время оставил рисование и решил заняться музыкой либо посвятить себя карьере иллюзиониста. Однако вскоре, уже после окончания школы, Стеранко начал работать в качестве арт-директора в одном рекламном агентстве, где ему вновь пригодился талант художника. Ему доверили рисовать рекламные плакаты для баров, афиши выступавших в баре музыкантов и вывески. А в 1960-е годы он попал в индустрию комиксов.

Стеранко начал ходить на собеседования в ведущие издательства, в числе которых было DC Comics. Удача не сопутствовала ему, но тем не менее Стеранко удалось нарисовать комикс для издательства Harvey Comics. Всё изменила случайная встреча с корифеем комикс-индустрии Стэном Ли в 1966 году. Тот разглядел в молодом художнике талант и предложил ему место в издательстве Marvel. Здесь-то Джиму и пригодился наработанный опыт дизайнера и художника.

В 1968 году вышел комикс «Ник Фьюри. Агент “Щ.И.Т.”». Это один из основополагающих комиксов во вселенной Marvel. Герой стал невероятно популярным и многократно появлялся на экране в исполнении бесподобного актёра Сэмюэла Л. Джексона.

Работая над комиксом, Стеранко, возможно, сам того не зная, совершил колоссальный прорыв для всей индустрии. Он перенёс внешний вид героев в современный ему мир. Сделал понятными и знакомыми простым людям. Он отошёл от консервативного подхода к рисовке и детально работал над каждой мелочью так, чтобы всё выглядело современно и в духе 1960-х годов. Дома, улицы, одежда, причёски и транспортные средства героев стали современными. Рисуя интерьеры домов и квартир, Стеранко изображал их в духе модного в те времена течения оп-арт с его достаточно минималистичными средствами освещения и разными другими признаками, которые позволяли читателям точно идентифицировать эпоху и лучше проникнуться историей.

Герой комикса, Ник Фьюри, изначально был довольно стереотипным военным со всеми вытекающими последствиями. Иными словами – довольно скучным. Стеранко одел своего героя в эффектный чёрный костюм и снабдил его оружием и разнообразными шпионскими гаджетами. В итоге из военного зануды получился невероятно стильный герой, сравнимый с Джеймсом Бондом.

С 1950-х годов комиксы находились, по сути, в кризисе. Было малой стоящих идей, визуально всё было очень консервативно и скучно. Стеранко же сделал рисовку довольно кинематографичной, динамичной. Он изменил всю индустрию комиксов. Во многом благодаря Стеранко кинематографисты, как только появились технические возможности, ухватились за идею экранизации комиксов и обнаружили там благодатный материал, который можно перенести на экран.

Да, Стеранко был великим революционером, который нашёл совершенно новый язык, помогающий рассказывать истории с помощью картинок. В 1969 году художник начал работать над комиксами про культового героя Капитана Америку. Казалось бы, персонаж начал устаревать, но Стеранко дал ему новую жизнь.

Художник поработал всего над тремя номерами комиксов, но этого хватило, чтобы вдохнуть новую жизнь в давно известного супергероя. В частности, Стеранко внёс некоторые поп-арт элементы в духе Энди Уорхола.

Но самая известная работа Стеранко – классическое изображение суперегероя Халка, стоящего на одном колене. Этот образ остаётся популярным до сих пор.

В 1969 году Стеранко основал своё собственное издательство – SuperGraphics. Помимо комиксов, в нём в начале 1970-х вышла двухтомная «История комиксов», в которой Стеранко дал обзор всему, что было создано с самого появления комиксов. В том числе там собраны довольно редкие работы того же Уилла Айснера, опубликованные в период «золотого века комиксов» ( с 1938 по 1956 гг.).

Историк комиксов Брэд Рикка отмечает, что, хотя «История комиксов Стеранко «бессюжетна», она тем не менее представляет собой знаковую часть истории комиксов: это был «первый всесторонний культурный анализ» американских комиксов, установивший «межкультурные связи между комиксами и другими видами искусства». Особенно с таким разделом литературы, как «криминальное (бульварное) чтиво». Кроме того, это была первая опубликованная история американских комиксов, в которой рассматривалась среда в контексте создателей, а не персонажей комиксов. То есть художники и авторы наконец-то получили заслуженное признание. Рикка также отмечает важность «Истории комиксов» как серии, предназначенной специально для читателей, сообщающей о том, как важно знать историю комиксов. По сути, Стеранко вывел графические романы из области низкого жанра. Исследователь писал: «Используя изображения для выявления точек соприкосновения, а не сухие академические цитаты, Стеранко, не имея никакого формального исторического образования, во многом положил начало изучению культурных и исторических истоков комиксов. Его метод изучения истории комиксов – поиск культурных предтеч, иллюстраций, артефактов и историй – до сих пор широко применяется на практике».

Помимо комиксов, Стеранко был связан и с кинематографом. В частности, он создавал иллюстрации для продакшена первого фильма про Индиану Джонса – «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Кроме того, Стеранко участвовал в создании и самого персонажа, помогая Стивену Спилбергу и Джорджу Лукасу. Также Стеранко работал над визуальной идеей фильма режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы «Дракула». Различные работы Джима Стеранко появлялись на выставках по всему миру. В том числе в Сиднейском оперном театре и даже в Лувре!

Фрэнк Миллер

-5

Ещё один наш выдающийся современник, внёсший немалый вклад в то, чтобы комиксы были не только развлечением, но и серьёзным искусством. Он родился 27 января 1957 года в штате Вермонт. Это мастер мрачных историй. На его творческий метод повлияла жизнь в довольно депрессивном районе Нью-Йорка – «Адской кухне» (один из районов Манхэттена, известный очень высоким уровнем преступности), а также в порочном Лос-Анджелесе 1990-х годов. В основном, конечно, Миллер известен как сценарист. Его перу принадлежат такие культовые серии, как «Город грехов», выпущенный в независимом издательстве Dark Horse Comics, а также истории про Бэтмена для DC Comics и про Сорвиголову для Marvel.

Но и как художник Миллер тоже отметился. В частности, он создал комикс «300», посвящённый истории 300 спартанцев в фэнтезийном антураже. Конечно, историю там искать не стоит (а критиковали комикс как раз за неисторичность), но визуально это сделано потрясающе. Комикс стал популярным и был отмечен сразу тремя премиями Айснера. В 2007 году комикс был экранизирован режиссёром Заком Снайдером, главную роль исполняет Джерард Батлер.

Также Миллер создал короткую, всего из шести выпусков, серию комиксов «Ронин», повествующую о приключениях бывшего самурая – ронина – в антиутопическом Нью-Йорке будущего. Изначально комикс должен был выйти в издательстве Marvel, но в итоге его выпустили в издательстве DC.

В 2005 году вышел фильм «Город грехов», основанный на комиксах Миллера. Режиссёры Роберт Родригес и Квентин Тарантино буквально использовали рисунки Фрэнка Миллера для раскадровки своего фильма. Циничный, в меру мрачный, не без иронии фильм стал невероятно популярным. Естественно, свой вклад внёс и звёздный состав, включавший в себя Брюса Уиллиса, Микки Рурка, Элайджу Вуда, Бенисио дель Торо и Рутгера Хауэра. Но также в фильме была великолепная история и её стильное визуальное воплощение, созданное Фрэнком Миллером.

Художник комиксов – профессия невероятно трудная и неблагодарная. Человеку необходимо рассказать историю, пользуясь исключительно визуальными средствами. Конечно, часто эти герои остаются, так сказать, за кадром. Однако представленные в статье художники не только стали известны широкому кругу читателей, но и сделали комиксы настоящим искусством.

Мы рады, что статья оказалась для вас интересной! Больше интересных фактов из мира литературы вы можете найти в нашем телеграм-канале "Книгоед".