Найти в Дзене
Mr.Denis D

Разлив на Черном море. Чему не научили "чужие ошибки"

Фото из Интернет
Фото из Интернет

Хихиканье и глумление по поводу аварии на "Глубоководном горизонте" медленно сошло на нет, а нормальной реакции на это дело как не было так и не предвидится. Не исключение и мы. Я понимаю, что вообще не в наших традициях передовой опыт перенимать, но уж какие то мыслительные процессы должны присутствовать, когда слышишь про разлив там, аварию сям... Что то должно включаться то в голове... Или нет?

Планы ликвидации аварий, и планы спасения, очень часто сводятся к написанию, утверждению, пересмотру, редакции огромной кипы бюрократических бумажек, не имеющих ничего общего с реальностью. Что на этот раз? Какие из протоколов пошли не по сценарию. А был ли вообще сценарий?

"5 декабря 2024 года в Чёрном море произошла одна из самых крупных экологических катастроф в новейшей истории. В результате аварии двух российских танкеров в море попало более 3 700 тонн мазута. Инцидент произошёл у берегов Керченского пролива.

Пятно мазута вынесло на берег протяжённостью около 35 км — от посёлка Веселовка Темрюкского района до станицы Благовещенской близ Анапы. Позже протяжённость загрязнённых мазутом пляжей увеличилась до 50 км. В море попало минимум 3 тыс. тонн мазута.

Ранним утром 15 декабря 2024 года два российских нефтяных танкера проекта 1577 «Волгонефть», «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», попали в шторм к югу от Керченского пролива. Судно «Волгонефть-212», на борту которого находилось около 4900 тонн мазута, разломилось надвое и затонуло, что привело к разливу нефти и гибели одного члена экипажа. « Волгонефть-239» получила повреждения, в результате чего несколько часов дрейфовала, пока не села на мель недалеко от порта Тамань, Краснодарский край. С неё тоже началась утечка нефти."

Это официальные данные. Их легко проверить. Теперь давайте быстренько разберемся, что не так было в первые, самые важные часы после аварии.

Я не был на месте событий, но хорошо понимаю, как это все "работает", потому что специально обучен ликвидации разливов нефти, но об этом позже.

Итак, авария, даже с человеческими жертвами. Оказывается! совершенно внезапно. Что танкеры то- река-море, то есть, им нельзя выходить в плавание в море при волнении в 5 баллов. Ветер в 20 метров в секунду порождает волнение примерно в 4 балла, что является пределом для танкеров "Волгонефть". Ой как интересно!

"Однако, по данным на декабрь 2024 года, танкер «Волгонефть-239», который потерпел крушение в Чёрном море, не имел действующих документов, разрешающих осуществлять плавание." Ой как еще интереснее! А капитана же накажут, правда, ах он негодяй, все-таки отчалил!!!!

Нет уж, ребята. Почти все моряки, которых я знаю, люди очень адекватные и серьезные. И тут человеческий фактор виноват, безусловно, но вот только высшего, чем капитан, порядка. Проще говоря, скорее всего, ему приказали выходить в плавание, может даже с угрозами.

1. Кто берет на себя ответственность?

В международной практике инцидентов, связанных с разливами нефтепродуктов, самое главное в первое время после аварии - это определить, кто ответственный за нефтепродукт то, собственно. Поверьте мне, это зачастую довольно сложно сделать, и это далеко не всегда перевозчик. Существует очень много заковырок и запятых, которые специально усложняют юридически такой поиск, и, несмотря на то, что задача в общем то понятна ( ликвидация разлива), непонятно, кто будет заниматься ликвидацией.

2. Недостоверность информации.

Вот поверьте. Вот честно. Первое время никто не знал, Что именно перевозили танкера. Умалчивание этого факта - это само по себе противоправное действие, ибо я уверен, что штаб ликвидации аварии был создан практически молниеносно. В зависимости от того, чем именно наполнен танкер, и разрабатывается алгоритм выполнения действий. Поясню. Бензин и легкие нефтепродукты почти никогда не требуют уборки, несмотря на высокую токсичность, и тотальное вымирание всего живого в море в пятне аварии, они начинают очень быстро испаряться и терять свои свойства, в первую очередь- опасные. Возгорание. Токсическое поражение. И химическое поражение при прикосновении. Другое дело нефть сырец и мазуты. Там все очень интересно.

3. Отсутствие единого алгоритма действий при ликвидации аварии, снаряжения для ликвидаторов.

Если посмотреть на фотографии, то хорошо видно, на них - кто в лес, кто по дрова. Вроде огромное пятнище нефтепродукта рядом- а ликвидаторы без респираторов. На другой фотке в песке лопатой ковыряются- а на лице противогазовый респиратор. Так вопрос тогда снова- что разлито? есть вроде как непроверенные источники, что некоторое количество ликвидаторов отравилось. А чем? В нефтепродуктах более десятка веществ, способных вызвать токсическое поражение, и канцерогенов. А покажите пожалуйста исследование как проводилось? Брались ли пробы, есть ли у группы хотя бы одиночные газоанализаторы, и если травятся, то чем? Известно, что нефть разделяется по маркам очень сильно. В Сахалинской нефти почти отсутствует сера, этим она ценна. В южной нефти, напротив, веществ, влияющих на здоровье чрезвычайно много, исходя из этого разрабатываются стратегии и тактики ликвидации аварии, такие как специфические средства защиты, время работы фильтрующих элементов СИЗОД, время работы и отдыха группы людей, участвующих в ликвидации.

4. Отсутствие оборудования для сбора нефти. Единично стоящие на фото скиммеры, в основном, судовые, это конечно замечательно. Но где комплекс то средств ликвидации? Помимо насосных скиммеров необходимы лисьи хвосты, сорбирующие боны и сорбент любого типа соответственно, емкости временного хранения, палатки дезактивации, автоцистерны для перевозки загрязненной воды. О, кстати, еще вопрос. А куда везут отходы то? Где утилизация будет проводиться?

5. Тотальная потеря времени и средств на отмывание фауны.

Во че Инет на это выдает....

https://bloknot-novorossiysk.ru/news/ptitsy-1811776

Я понимаю, жалко птичек, котиков, дельфинов, черепашек. Но вот есть одно НО. Животные, пострадавшие от разлива нефтепродуктов- не выживают!!!! Запомните это. Их не спасти. Это мировая практика, представители фауны подвергаются уничтожению, тк. их спасение ни к чему не приводит. Тратятся время и ресурсы вместо того, чтобы заниматься ликвидацией. Подвергается дополнительной опасности персонал, занятый при отмывке перышек, лапок и тд.

"Пока зеленые плачут, спасая своих тюленей мы вкалываем на реальной уборке" (С) Кристофер Майлз, человек, благодаря которому я владею огромным количеством информации по ликвидации разливов (на фото внизу). Именно он одним из первых занимался с нами теорией и практикой ЛАРН, а мы, соответсвенно, были одними из первых команд ликвидаторов разливов нефти.

Кристофер Майлз, шеф- тренер международной организации по ликвидации разливов нефти
Кристофер Майлз, шеф- тренер международной организации по ликвидации разливов нефти

Первые, кто всерьез озаботился сбором разлитых нефтепродуктов были американцы. Это инцидент с супертанкером "Эксон Вальдез". Авария произошла в четверг 23 марта 1989 года у берегов Аляски. В результате катастрофы около 10,8 миллионов галлонов нефти (около 260 тыс. баррелей или 40,9 миллионов литров) вылилось в море, образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. Всего танкер перевозил 54,1 миллиона галлонов нефти. Было загрязнено нефтью около двух тысяч километров береговой линии. Эта авария считалась наиболее разрушительной для экологии катастрофой, которая когда-либо происходила на море, вплоть до аварии буровой установки DH в Мексиканском заливе 20 апреля 2010 года. Район аварии был труднодоступным (туда можно добраться только по морю или на вертолётах), что сделало невозможной быструю реакцию служб и спасателей. В этом районе обитал лосось, морская выдра, тюлень и множество морских птиц. В течение первых дней после аварии нефть покрыла огромный район в заливе Принс-Уильям.

Как кратковременные, так и долговременные последствия утечки нефти были всесторонне рассмотрены. Вскоре после аварии погибли тысячи животных, наиболее достоверные оценки определяют числа в 250 тыс. морских птиц, как минимум 2800 каланов, приблизительно 12 речных бобров, 300 тюленей, 247 белоголовых орланов и 22 косатки, также погибли миллиарды лососёвых и сельдяных икринок. Последствия разлива нефти ощущаются даже сегодня. Были отмечены сокращения численности популяции различных видов океанических животных, а также задержка роста популяции горбуши. В последующие годы отмечалась высокая смертность среди каланов и уток, поскольку они потребляют пищу из загрязнённой почвы. Остатки нефти также попадают на их мех или перья. На протяжении почти 20 лет после аварии группа учёных университета Северной Каролины установила, что последствия длятся гораздо дольше, чем ожидалось. Команда оценила, что для восстановления некоторых видов арктических обитателей потребуется 30 лет. Компания Exxon Mobil отвергает любые заявления по этому поводу, заявляя, что они не ожидают того, что оставшиеся фракции нефти вызовут какие-либо долговременные экологические последствия, в соответствии с 350 рецензируемыми исследованиями.

Итогом того инцидента было образование нескольких специализированных организаций, в задачу которых входит ТОЛЬКО ликвидация аварийных разливов нефти. На американском континенте это Polaris ( Канада), ACS (Аляска клин сеаз, США), а наиболее известная компания в мире это OSRL( OIL Spill Response Limited), и ее подразделения, OSRL Бахрейн, и EARL в Юго-Восточной Азии.

"В России ЛАРНа нет".

Я честно изо всех сил оспаривал как мог это утверждение, сказанное моим коллегой на одном из сахалинских международных проектов. Показывал слайды и фото учений, километры бонов и тд. Коллега ответил, что у меня еще будет возможность в этом убедиться, и, разумеется, таких случаев было предостаточно.

Черное море, уборка, фото из Интернет
Черное море, уборка, фото из Интернет

Из чего же состоит система ЛАРН, и как это все должно быть организовано?

На самом деле все довольно просто. Единственный минус: оборудование для сбора нефтепродуктов чрезвычайно дорогое. Но, тут уж, как говорится, придется раскошелиться. А в остальном, это такая же система, как в любой аварийно-спасательной службе. Деление примерно такое:

аза ЛАРН. Территория постоянной дислокации, (полигон, учебные помещения, библиотека, тренажеры, газоспасательная база, и тп.)

-Технические средства и силы ЛАРН ( авиация, флот, грузовая техника, силовые установки, скиммеры, дисперсанты, сорбенты, боны, средства связи и навигации, и тд.)

-Человеческий ресурс ( постоянный состав спасателей ЛАРН, обученных на проведение и руководство работами по локализации, ликвидации, уборке, дезактивации)

Тренировка по ЛАРН, залив Чихачева, послелок Де Кастри
Тренировка по ЛАРН, залив Чихачева, послелок Де Кастри

Еще раз напоминаю, что самое плохое время в ликвидации аварии- это время, когда решают, чья нефть, или неважно там что, вылилось на поверхность. В то время, когда надо принимать решение, если это все еще в море происходит, получится ли оббоновать пятно, использовать ли химию-диспергент, а может вообще его на месте поджечь (хороший кстати метод) ресурсы тратятся на то, чтобы определить виновника.... Это мир денег, дамы и господа, всем наплевать на всё, когда дело касается пусть и виртуальных, но бумажек.

Самое забавное, что почти у всех предприятий ТЭК есть планы ликвидации аварии, куча нормативных документов, как и кто, и что выполняют... какие-никакие, но бригады спасателей. На учениях участвуют, базы у всех есть, техника, но помощи от них, если авария сторонней организацией инициирована, или не дождешься, или слишком дорого обходится. Та же история и с экологическими активистами. Эти товарищи только орать умеют, и внимание привлекать... к себе.

А нужны ли волонтеры?

При всем уважении, если хватает сил и средств, то лучше обойтись без них. Объяснение очень простое. Профессионалы получают за это деньги, их риск оправдан, и понятен. Волонтеры зачастую понятия не имеют, на кой черт они тут сдались, более того, попадают в неприятные ситуации, травятся испарениями нефти, и тд. Волонтеры нужны при глобальном поражении береговой линии и на самые тупые и скучные работы, например, выкапывание загрязненного песка лопатой, и складывание его мешок. Словом, протяженность большая, работы много, но опасность низкая.

Мне еще очень интересно, использовали ли в аварии на Черном море опыт предприятий и организаций, которые действительно имели возможность ликвидации аварий подобного рода? Привлекают ли экспертов из Экошельфа, и Экошельф Балтики, специалистов СахБАСУ, да и вообще хоть кого -нибудь, кто сталкивался с подобным бедствием, так сказать, в поле? Я лично таких знаков не вижу.

После первых часов аварии, если на море есть волнение вылезает два фактора.

Перемешиваясь активно с водой и расползаясь в разные стороны, нефтепродукт создает огромное количество плохо убираемой и нифига не горящей уже эмульсии, которая не собирается боном, все еще токсична, и частично опадает в виде больших грязных хлопьев на дно.

А на второе, нефтяная гадость, достигнув береговой линии, плотно приклеивается к каменным участкам, и перемешивается с прибрежным грунтом, и вот тогда то, уборка такого загрязнения может растянуться на месяцы и даже годы. При активной уборке, с камней нефть слетает и счищается, но в песке и илистом дне, она будет показывать себя очень долгое время спустя, когда об аварии и уборке уже попросту забудут.

Вот только курорты и дети... А это интересно кому то, да?

Так что же мы, про деньги, или про заботу об окружающем нас мире? Мы будем Делать вид, или, по-настоящему, правильно Делать работу по защите побережий?

И когда же мы уже научимся использовать буржуйский чужой опыт, для того, чтобы упростить себе жизнь?

Фото из ИНтернет
Фото из ИНтернет