- «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». (Из молитвы «Отче Наш»)
- Раненый военный
- Оказывается, врач выписал ему специальный пояс, с помощью которого можно было бы поддерживать корпус тела после операции. А денег у военного ни гроша, так как во время боевых действий на фронте сильно обгорела его банковская карта. Фото документа он скинул на WhatsApp Ане. Как видно было из ценника в аптеке, пояс стоил 4000 рублей.
«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». (Из молитвы «Отче Наш»)
Кто из нас, скажите, не занимал или наоборот – не давал взаймы денег? Да каждый, абсолютно каждый и давал, и сам занимал. А каждый ли возвращал? И я имею в виду сейчас в том числе и долги по кредитам.
Конечно, нет. Я хочу рассказать историю, которая, можно сказать, всколыхнула меня до глубины души.
Раненый военный
38-летняя Анна, сестра моей супруги, познакомилась на сайте знакомств с офицером. По его словам, в связи с ранением на СВО он проходил курс лечения в госпитале. Общались по видео. Мужчина также в подтверждение своих слов присылал ей видео и фото, включая военный билет и паспорт. И все соответствовало его словам.
Но примерно через неделю активного общения новый друг Анны вышел в эфир очень задумчивым и грустным. Женщина сразу поняла – что-то случилось. Как это водится у женщин, стала допытываться. И её друг не выдержал – поделился.
Оказывается, врач выписал ему специальный пояс, с помощью которого можно было бы поддерживать корпус тела после операции. А денег у военного ни гроша, так как во время боевых действий на фронте сильно обгорела его банковская карта. Фото документа он скинул на WhatsApp Ане. Как видно было из ценника в аптеке, пояс стоил 4000 рублей.
Конечно, Аня, не раздумывая, отправила эту сумму на сохранившуюся, но пустую запасную карту служивого. Тот любезно поблагодарил, заверив, что как только восстановят ему карту – деньги тут же вернет.
А через неделю грусть-тоска опять посетила друга Анны. И опять она буквально «клещами» вытащила из него правду. На этот раз военный не мог отправить матери погибшего друга 12 тысяч рублей – так принято, по его словам, у них. Все друзья отправили, а он вот не может. И тем самым, получается, проявляет неуважение по отношению к маме товарища.
И снова Аня, не медля ни секунды, отправила так нужные для мамы погибшего военного собственные деньги.
Еще через неделю её приятеля выписали из военного госпиталя, направив долечиваться по месту жительства. Ровно сутки он не выходил на связь. А потом объявился с извинениями, что телефон барахлит. И вообще он сейчас пьянствует вместе с приятелем.
Тут-то Аня и поняла, что её «развели» на деньги. Расстроилась, конечно. Ведь она поверила в порядочность своего друга. Обрадовалась, что наконец-то встретила достойного мужчину. А оно вон как все получилось…
«Пусть эти деньги будут милостыней»
Сначала Аня хотела проучить мошенника и пожаловаться прямо в Министерство обороны. А потом передумала. Идет специальная военная операция. А она тут со своими деньгами…
И решила: пусть те 16 тысяч будут от неё милостыней. И не важно, кому – её лжедругу или маме его погибшего товарища…
С тех пор прошло месяцев восемь. Аня до сих пор молится за него. Искренне простила, зла не держит. Ни капельки.
Наверное, читатели мне сейчас скажут: «Что же это за милостыня, о которой все теперь знают? Господь-то учит хранить добрые дела втайне, никому не говорить».
Знаете, Аня действительно рассказала мне эту драматическую историю, но не как свою, а будто все случилось с её подругой. Она никак не могла определиться, как поступить: пожаловаться на ухажера командованию или всё-таки его простить? Ей нужно было с кем-то поговорить, посоветоваться, разобраться в себе.
Но я догадался, что речь идет о ней самой. Видно было, что рассказ этот дался Ане тяжело. Она едва сдерживалась, чтобы не плакать. Говорят, чужую беду руками разведу. А вот свою, увы, не всегда получается…
Урок для нас, православных
Если разобраться, Аня оказалась в стандартной ситуации. Человек, которому она доверилась, взял деньги в долг и не вернул. А после и вовсе исчез из её жизни – не отвечал на ее звонки и сам не звонил.
Можно ли назвать его лжецом и вором?
Лично я от таких определений воздержусь. Мы с вами знаем, как христианин расплачивается за свои позорные поступки: Господь наказывает его. Потому что неотдача долга по Евангелию – это аналог грехов.
Не зря говорят, что на чужом несчастье счастье не построишь. Так и есть. У такого человека жизнь начинает вдруг рушиться, рассыпаться, как карточный домик. На работе, в семье, в быту – везде у него сплошные проблемы…
Господь делает всё, чтобы его вразумить. И пусть он будет круглые сутки работать, крутиться, как "белка в колесе", денег все равно не будет хватать. А состояние разрушения во всем и везде будет продолжаться.
В заголовке, кстати, у меня цитата из псалма Давида 36:
«Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает». (Псалом Давида 36, 21)
И далее:
1 Не гневайся, когда видишь благоденствие нечестивого, так как оно не прочно.
3 Положись на Господа, и Он спасет тебя.
7 Всё богатство нечестивых и все их козни против праведных будут уничтожены Господом, праведные же – насаждены и поддержаны Им.
25 Господь любит правду и не оставит праведников.
То есть взятый и не возвращённый долг, образно говоря, сожжёт всё имущество должника. При этом страдать будет не только он сам, но и его семья. Наказание в действии.
Выход здесь только один – покаяние. Надо сделать все, чтобы вернуть долги кредиторам. Не важно, друзья это или банковские структуры. Лишь после этого жизнь начнёт налаживаться.
Как должен поступать христианин, если дает в долг?
Один мой приятель, давая в долг, обычно мысленно прощается с суммой, говоря: «Господи, прими за милостыню тебе этот долг!».
По этой же теме мне понравилось рассуждение протоиерея Андрея Ткачева:
- Библия говорит, что отдавать лучше, чем брать. В Ветхом Завете, когда Господь давал различные обетования Своему народу, Он говорил, что признаком благословения является следующее: ты будешь давать в долг, а брать в долг не будешь. Ты будешь достаточен настолько, что тебе не нужно будет занимать на что-то. Но при этом ты сможешь дать кому-то. Если ты можешь дать и тебе не требуется брать, значит, ты, по Ветхому Завету, правильно живешь. Бог благословил тебя всем, что тебе нужно, и ты даже имеешь избытки, которые можешь кому-то кредитовать. Дальше уже требуется, чтобы ты не душил должника, не снимал с него шкуру, чтобы терпел и миловал человека, который почему-то не может тебе отдать долг. Вот к этому нужно стремиться: чтобы не брать в долг, но быть способным дать в долг. Это уже библейская тема.
(Источник: https://monastery.ru/zhurnal/bog-i-chelovek/vernut-dolg-svyashchennaya-obyazannost/).