Найти в Дзене

Обратная связь на собачьем языке. Запреты❗️

Самый частый запрос по решению проблем в песьем поведении обычно начинается с фразы «Как отучить». Все мы мечтаем раз и навсегда запретить нашим невоспитанным динозаврам ставить лапы на людей, бегать за кошками, спать на папичкиной голове и тянуть поводок. Запрет — это первое и самое логичное, что приходит в голову человеку при борьбе с подобными хулиганствами. Мечтаешь выучить с собакой всемогущие команды «не прыгай», «не беги», «не залезай папе на голову» и «не тяни». Или достаешь из кармана большое волосатое «нельзя» каждый раз, когда пес делает что-то не то. Но такой логичный с нашей точки зрения путь парадоксально самый сложный, если речь идет о собаке. Команда «нельзя» или более краткое «нет» — удобная штука в хо-зяйстве. Означает оно примерно следующее: «Немедленно прекрати на секундочку делать то, что ты делаешь». Неудобство тут в том, что добиться прекращения безобразий можно именно на секундочку. У этой команды нет четких границ. И ее можно исполнить правильно, когда действие

Самый частый запрос по решению проблем в песьем поведении обычно начинается с фразы «Как отучить». Все мы мечтаем раз и навсегда запретить нашим невоспитанным динозаврам ставить лапы на людей, бегать за кошками, спать на папичкиной голове и тянуть поводок. Запрет — это первое и самое логичное, что приходит в голову человеку при борьбе с подобными хулиганствами. Мечтаешь выучить с собакой всемогущие команды «не прыгай», «не беги», «не залезай папе на голову» и «не тяни». Или достаешь из кармана большое волосатое «нельзя» каждый раз, когда пес делает что-то не то.

Но такой логичный с нашей точки зрения путь парадоксально самый сложный, если речь идет о собаке. Команда «нельзя» или более краткое «нет» — удобная штука в хо-зяйстве. Означает оно примерно следующее: «Немедленно прекрати на секундочку делать то, что ты делаешь». Неудобство тут в том, что добиться прекращения безобразий можно именно на секундочку. У этой команды нет четких границ. И ее можно исполнить правильно, когда действие уже началось и его надо лишь прекратить. Но нам же хочется, чтобы оно даже не начиналось. Более того, хочется чего-то другого: чтобы пес встречал гостей на четырех лапах, проходил мимо тухлой курицы и лежал спокойно, пока все едят.

Никакому псу не удастся объяснить, что вот это «нельзя» про прыганье грязными лапами действовать по умолчанию всю оставшуюся жизнь. Он вам скажет «Окей, на этого прохожего прыгать нельзя, поэтому лапы я уберу. Но на следующего-то можно разочек». Так что смысла запрещать в подобных ситуациях особо нет. Собака уже прыгнула на прохожего. Лапы под ваше «нельзя» убрала, но потом опять поставила на следующего, а то и на того же, если не успел уйти, потому что про запрет уже не вспоминает. Итог: все прохожие испачканы, а новые встречные под угрозой. Если запрещать еще до того, как она прыгнула, это вообще непонятно: что именно нельзя? Идти? Вертеть головой? Хищно стрелять глазами на белые штаны вон того участкового?

К псу претензий нет — «нельзя» он знает и исполня-ет, вот только проблемное поведение раз за разом повто-ряется.

Запрет - это ситуативное решение уже случившейся проблемы. А нам нужна длительная стратегия полной победы над этой проблемой.

Представьте девочку, которая учится в балетной школе. Вот она старательно делает плие на двух ногах. А педагогу нужно, чтобы сделала на одной. Но вместо того, чтобы показать или объяснить, как надо, он просто говорит ей: «Нет, так нельзя» - и молча смотрит, ожидая, что девочка отучится в этой танцевальной связке делать плие на двух ногах.

***

Нам с собаками, исправляя проблемное поведение, нужно вести себя так, как если бы мы были балетным педагогом. Но не этим из примера выше, а нормальным, который показывает, как нужно поступать в ситуациях, когда привычное действие не годится. И еще — создавать собаке условия, в которых это привычное действие совершить невозможно. Например, вы решили научить пса не ставить лапы на людей. Попробуйте потренироваться без слова «нельзя» и вообще без запретов.

Понадобится подсадной сосед — не на невинных прохожих же тренироваться. Берете соседа, на которого пес традиционно пожелает прыгнуть. Берете собаку на поводок и много-много вкусноты. Приближаетесь к соседу и, как только пес решает поставить на него лапы, не даете ему это сделать с помощью поводка. Без рывков и грозных «нельзя» — просто невозмутимо стоите и удерживаете собаку на поводке на таком расстоянии, на котором она точно не сможет поставить лапы на человека. Соседа, конечно, предупредите, чтобы и сам к собаке не приближался.

Как только пес перестал вставать на дыбы, что твой арабский жеребец, и разместил на земле все четыре лапы, вы начинаете его неистово хвалить и кормить за это правильное поведение. Это сигнал для собаки о том, что ужасно выгодно и приятно стоять и не ломиться при виде соседа. Тем более поставить лапы все равно не получается, а за ничегонеделанье дарят колбасью попку, мамичкину любовь, а сосед наконец погладит. Повторить тренировку, конечно, потребуется много раз. Та же схема работает, если собака ставит ноги на гостей дома. Вам тоже пригодится поводок и предупрежденные о процессе обучения гости.

* * *

Любая дурацкая привычка собаки искореняется замещением новой привычкой, которая всем нравится, включая саму собаку. Схема проста, но не грех и повторить: в момент тренировки не давайте собаке физической возможности совершить хулиганство, дожидайтесь приемлемого поведения и, дождавшись, хвалите за него и угощайте вкусным. Это работает и при обучении не тянуть, и при попытках уговорить собаку спать в лежаке, а не у вас на голове, и почти везде, где есть неприятные песьи манеры, из-за которых стыдно в люди выходить. Сложные поведенческие проблемы, конечно, решаются более сложными схемами. Но в основе всегда не запреты, а поощрения за правильное поведение.

Отрывок из книги «Гладь, люби, хвали 2 : срочное руководство по решению собачих проблем» / Настя Бобкова, Катя Пронина.