Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Протопершинг с прокачкой

История Heavy Tank T26E1 с 90-мм орудием T15, он же первый образец Heavy Tank T26E4 Существует немалое число вполне серийных образцов бронетанковой техники, созданной в военный период, но не воевавших. На то имелся целый ряд причин, начиная с низкой надежности и заканчивая комичными ситуациями, когда военные считали нецелесообразным применение в связи, например, с низкой тактической подвижностью. Так "завернули", например, семейство Heavy Tank M6. С другой стороны, не являлись редкостью ситуации, когда в бой шли образцы, выпущенные в количестве 1-2 штук. Причем речь шла не о бросании последнего резерва, а чаще было что-то типа "на посмотреть". Наибольшее число единичных образцов (как правило опытных) бронетанковой техники, которые вполне воевали, оказалось у немцев. Тем не менее, имелись такие образцы и у других стран. В том числе и у США. Так получилось, что один из Heavy Tank T26E1 отправился на фронт. Причем речь шла о существенно доработанном танке, который стал самым тяжелым и одн

История Heavy Tank T26E1 с 90-мм орудием T15, он же первый образец Heavy Tank T26E4

Существует немалое число вполне серийных образцов бронетанковой техники, созданной в военный период, но не воевавших. На то имелся целый ряд причин, начиная с низкой надежности и заканчивая комичными ситуациями, когда военные считали нецелесообразным применение в связи, например, с низкой тактической подвижностью. Так "завернули", например, семейство Heavy Tank M6. С другой стороны, не являлись редкостью ситуации, когда в бой шли образцы, выпущенные в количестве 1-2 штук. Причем речь шла не о бросании последнего резерва, а чаще было что-то типа "на посмотреть".

90-мм орудие T7, которое ставилось в Heavy Tank T26E1.
90-мм орудие T7, которое ставилось в Heavy Tank T26E1.

Наибольшее число единичных образцов (как правило опытных) бронетанковой техники, которые вполне воевали, оказалось у немцев. Тем не менее, имелись такие образцы и у других стран. В том числе и у США. Так получилось, что один из Heavy Tank T26E1 отправился на фронт. Причем речь шла о существенно доработанном танке, который стал самым тяжелым и одновременно вооруженном наиболее мощной системой среди американской бронетанковой техники, которая принимала участие в боевых действиях Второй мировой войны.

Heavy Tank T26E1 после первого этапа доработки. Он стал первым образцом T26E4.
Heavy Tank T26E1 после первого этапа доработки. Он стал первым образцом T26E4.

Heavy Tank T26E1 с самого начала был создан скорее как тестовая лаборатория. На конец 1943 года, когда Комитет по Вооружениям утвердил разработку данного танка, отсутствовала уверенность в том, какое же направление развития Medium Tank T20 окажется наиболее перспективным. Собственно говоря, и тяжелым T26E1 стал не сразу. Изначально он имел индекс Medium Tank T26E1, тяжелым его стали именовать с мая 1944 года, а официально еще позже - в июле 1944 года. При этом в чистом виде танк, оказавшийся наиболее удачным среди себе подобных, в крупную серию запускать не планировали. 10 штук, и не более того. Серийным становился Heavy Tank T26E3.

Орудие в походном положении
Орудие в походном положении

Между тем, в июле 1944 года состоялась встреча с Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B, которая вызвала крайне смешанную реакцию. Появившийся в Нормандии новый немецкий тяжелый танк вскрыл очень большую проблему - а именно отсутствие у американской армии надежного средства борьбы с ним. Неслучайно в конце июля 1944 года появился проект Heavy Tank M6A2E1, а затем Heavy Tank T29 (не считая Heavy Tank T30). Впрочем все эти проекты имели массу недостатков. Heavy Tank M6A2E1 выглядел слишком тяжелым и устаревшим, поэтому очень быстро серия сократилась до двух опытных танков. Что же касается Heavy Tank T29/T30, то они являлись среднесрочной перспективой. При этом имелась острая необходимость в чем-то более быстрым с точки зрения разработки.

Унитар получился чересчур длинным.
Унитар получился чересчур длинным.

Наиболее простым и быстрым способом получить средство против Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B стало создание новой танковой пушки. Разрабатывать ее начали на арсенале Уотервлиет, причем 90-мм орудие, получившее обозначение T15, являлось, можно сказать, американским аналогом 8.8 cm KwK 43 L/71. То есть делался, можно сказать, "гроссшланге", с очень длинным стволом. Длина ствола T15 составила 73 калибра, кроме того, длиннее сделали гильзу. Это позволило заметно увеличить начальную скорость снарядов. Для бронебойного снаряда T33 она составила 975 м/ч, а для подкалиберного T30E16 более чем внушительные 1143 м/с.

Так танк выглядел после его доработки ремонтниками 3-й бронетанковой дивизии армии США.
Так танк выглядел после его доработки ремонтниками 3-й бронетанковой дивизии армии США.

Первым делом новое орудие испытали на буксируемом лафете, по итогам была одобрена разработка танковой версии орудия, получившей обозначение T15E1. Изготовлялась танковая система в количестве двух экземпляров. Так вот, в качестве носителя первой орудийной системы оказался первый пилотный образец Heavy Tank T26E1. После серии испытаний на Абердинском полигоне необходимость в нем отпала, а по состоянию на конец 1944 года иных вакантных шасси не имелось. Поэтому танк отправили на установку вооружения в Wellman Engineering Company из Кливленда.

Двухслойная разнесенная броня.
Двухслойная разнесенная броня.

Можно сказать, что это было быстрым решением. Дело в том, что вакантных шасси Heavy Tank T26E3 (именно эти танки шли в крупную серию) не имелось, а требовался результат. Поэтому было решено быстро поставить пушку с минимальными доработками танка. Поскольку более длинный ствол существенно нагружал орудийную установку, был установлен уравновешивающий механизм. Кроме того, в кормовой части башни разместили балласт, который компенсировал существенно сместившийся вперед центр тяжести. С точки зрения шасси изменения носили минимальный характер. А вот с башни срезали всё лишнее.

К корме башни приварили противовес.
К корме башни приварили противовес.

Переделанный танк поступил 12 января 1945 года на Абердинский полигон. Доработки подняли боевую массу до 42,9 тонн, что, впрочем, выглядело более-менее приемлемым для данного шасси. Главные вопросы оказались к орудию. С одной стороны, именно как средство борьбы с новыми немецкими танками пушка выглядела прекрасно. На испытаниях дистанция, с которой пробили верхний лобовой лист корпуса Pz.Kpfw.Panther, составила 2377 метров. Это сравнимо с пробитием советской 122-мм танковой пушки Д-25Т. Вот только длина унитара составила 1270 мм, что сделало крайне проблематичным процесс заряжания и размещения боекомплекта.

Следует отметить, что это еще первый этап доработки.
Следует отметить, что это еще первый этап доработки.

Несмотря на то, что имелся ряд проблем, было решено пускать танк в работу. 1 марта 1945 года Комитет по Вооружениям утвердил установку доработанной пушки T15E1 в Heavy Tank T26E3 как Heavy Tank T26E4. При этом даже второй опытный образец машины предполагался другим - с орудием T15E2, раздельным заряжанием, использованием шасси серийного T26E3. Вот только для всего этого требовалось время, а на дворе был уже март 1945 года. Не дожидаясь появления доработанного образца танка, было решено отправить имеющийся экземпляр на фронт. Так доработанный T26E1 оказался единственным из всех предшественников будущего "Першинга", которому довелось повоевать.

А это финальная конфигурация эранировки орудийной установки.
А это финальная конфигурация эранировки орудийной установки.

15 марта 1945 года первый опытный T26E4 оказался в Европе, сопровождал его капитан Элмер Грэй из Автобронетанкового исследовательского центра (Tank-Automotive Center). Танк быстро быстро отправили в 3-ю бронетанковую дивизию, главного оператора Heavy Tank T26E3. Впрочем, для начала требовалось танк привести в боеспособное состояние. Поскольку штатный прицел M71E4 потеряли (точнее, его и не было), поставили прицел M71C от T26E3. Также пришлось забирать у 635-го дивизиона истребителей танков боекомплект, поскольку по ошибке его отправили им. Пока капитан Грэй улаживал все проблемы, танк стал видоизменяться.

Так танк выглядел после оконания боевых действий.
Так танк выглядел после оконания боевых действий.

Опыт боевого применения Heavy Tank T26E3 в составе 3-й бронетанковой дивизии показал, что броневая защита танка недостаточная. Между тем, в дивизии уже был богатый опыт доработки танков с точки зрения броневой защиты. То есть экранировки. На T26E3 там приладили бетонный экран, но T26E4 доработали куда сильнее. В этом смысле интересно читать мемуары Белтона Купера, который служил в составе 3-го ремонтного батальона. Как раз оттуда и появилось прозвище "Супер-Першинг", которое ныне намертво приклеилось именно к этому танку. Следует отметить, что к экранировке танка имел прямое отношение Л.Р. Прайс с Абердинского полигона. Так или иначе, но про танк более известно из мемуаров:

"В хорошо оснащенных немецких мастерских нашлось несколько больших листов 38-миллиметровой котельной стали. Мы решили сделать лобовую броню многослойной. Из двух листов котельной стали мы вырезали V-образные пластины по размеру клина лобовой брони. Листы лобовой брони «Першинга» располагались под углом 38° к горизонтали или 52° к вертикали, что считалось критическим углом для рикошета. Это давало нулевой зазор по верхнему краю листа и около 75 мм — на перегибе, где лобовая броня смыкалась с передней частью днища.

Второй лист котельной стали, вырезанный таким же образом, был установлен под углом в 30° поверх первого, и зазор в месте сочленения с днищем составлял уже от 180 до 200 мм. Таким образом, спереди танк защищали 102 мм первоначальной литой лобовой брони и два листа 38-мм котельной стали с зазором между ними. Мы полагали, что, невзирая на относительную мягкость котельной стали, многослойность и пониженный угол скоса позволят немецким снарядам рикошетировать. Усиленная защита добавляла танку около пяти тонн веса, и мне пришлось на логарифмической линейке подсчитывать, насколько это увеличит нагрузку на переднее плечо торсиона и опорные катки.

Затем мы вырезали кусок из лобовой брони подбитой немецкой «Пантеры» толщиной 88 миллиметров, и подровняли его до размеров 150 x 60 см. В центре мы вырезали отверстие для орудийного ствола и по бокам его еще два, поменьше, — для спаренного пулемета и прицела. Эту плиту мы надели на ствол пушки, продвинули до броневого навеса и намертво приварили к броне. Поскольку весила она почти 650 кг, центр тяжести ствола сместился на 35 сантиметров вперед от цапф. На «Супер-Першинге» уже были установлены балансирующие пружины, закрепленные на башне и той маске, что была на танке изначально. Предполагалось, что они компенсируют увеличенную длину ствола, но дополнительной нагрузки пружины не выдержали, и ствол перекосило вперед. Механический редуктор внутри башни, который должен был поднимать и опускать ствол, не справлялся с увеличенным весом.

Для равновесия мы из двух листов 38-мм котельной стали вырезали пару противовесов странной формы: длиной чуть больше метра, они на протяжении первых 45 сантиметров имели постоянную ширину — 30 см, а затем расширялись вдвое. Узкими концами мы приварили их к бокам сделанного из брони «Пантеры» навеса, так что широкой частью противовесы выступали назад и по сторонам башни. Таким образом, более тяжелая часть оказывалась по другую сторону цапф ствола и компенсировала тяжесть навеса. Это помогло, хотя наводчику было по-прежнему тяжело поднимать ствол при помощи ручного подъемного механизма.

Было очевидно, что этих противовесов недостаточно и к ним следует добавить дополнительный груз — но вот сколько и где? Мои ограниченные познания в теоретической механике подсказывали, что для этого потребуются сложные расчеты, а ни времени, ни данных у нас не хватало. На это и намекал майор Аррингтон, когда язвил насчет моей логарифмической линейки. Мы решили воспользоваться «методом тыка». Нарезав несколько пластин листовой стали толщиной 38 мм и размерами 30 x 60 см, мы по одной навешивали их на задний край противовеса при помощи струбцин. Передвигая грузы взад-вперед, методом проб и ошибок мы отыскали точку равновесия, в которой орудие можно было поднимать и опускать вручную, а затем приварили пластины на место.

Когда орудие смотрело вперед, танк напоминал атакующего бешеного слона. Длинный ствол походил на хобот, массивные, выпирающие по сторонам противовесы — на уши, а отверстия в маске пушки для пулемета и прицела — на глаза. Мы надеялись, что и на немцев танк произведет такое же впечатление! На башне изначально был установлен противовес, компенсирующий тяжесть длинного ствола. Мы увеличили его тяжесть — иначе, когда танк преодолевал склоны, даже гидравлический поворотный механизм с трудом справлялся с прицеливанием. Мы отметили наличие подобной проблемы и у немецких «Пантер»: на мало-мальски заметном склоне, если орудие вначале смотрело вниз, у немецкого наводчика уходило немало времени, чтобы при помощи ручного поворотного механизма развернуть башню в направлении гребня.

В результате вес «Супер-Першинга» увеличился на семь тонн. Мы заново измерили зазор под днищем и обнаружили, что опорные катки проседают на 5 сантиметров глубже нормального. Корма танка из-за этого поднималась, словно хвост у селезня в брачный сезон. Но, невзирая на нелепый вид, машина хотя и потеряла, должно быть, десяток километров в час скорости, мощности её 550-сильному мотору все равно хватало."

Увы, до наших дней он не сохранился.
Увы, до наших дней он не сохранился.

Боевая масса действительно достигла где-то 50 тонн, от чего ходовой части стало немного так плохо. Впрочем, учитывая особенности эксплуатации Heavy Tank T26E3 и кучу запчастей, которые с ними возили, это не являлось проблемой. Самое главное, что вся эта броня не пригодилась. Единственный боевой эпизод опытного образца T26E4 датирован началом апреля 1945 года, танк куда-то выстрели и вроде бы попал. И на этом всё. Далее война кончилась, танк отправили на хранение, откуда он уже не вернулся. Далее его судьба неизвестна. Так или иначе, но уже тот факт, что машина хотя бы немного повоевала, является достижением.

Список источников:

US NARA

ЦАМО РФ

Pershing: A History of the Medium Tank T20 Series, R. P. Hunnicutt, Feist Publication, 1996

Другие материалы по американским средним танкам семейства T20:

История появления Medium Tank T20, первой попытки заменить Medium Tank M4

Medium Tank T20E3, или первая попытка американских конструкторов поставить на средний танк торсионную подвеску

История Medium Tank T22, созданного как альтернатива среднему американскому танку T20

История создания американского опытного среднего танка Medium Tank T22E1, оснащенного магазинным механизмом заряжания

Сварная башня E6194, изначально создававшаяся для Medium Tank T20, но испытывавшаяся на Medium Tank T23

История башни D82081 и разновидностей, изначально созданной для Medium Tank T23, но прописавшейся на Medium Tank M4

История Medium Tank T23, который запустили в серию, но на фронт так и не попавший

Medium Tank T23E3 и другие попытки модернизации ходовой части Medium Tank T23

История Medium Tank T25, дальнейшего развития американского среднего танка T23

История Medium Tank T25E1, выпущенного небольшой серией, но оказавшегося не нужным на фронте

Опытные и проектные варианты, созданные на базе Medium Tank T25E1

История опытного танка Medium Tank T26, позже превратившегося в Heavy Tank T26

История Heavy Tank T26E1, прямого предшественника T26E3, запущенного в крупную серию

О завышенных ожиданиях по поводу Heavy Tank T26E3 на фронте