По многочисленным просьбам я повторяю историю моей Ленинградской семьи, которую я удалила с платформы, в результате нападков и агрессии токсиков. Сейчас очень жалею, что поддалась минутному порыву и снесла все свои статьи. Моя чрезмерная откровенность перед аудиторией взбудоражила многих и люди не смогли мне простить эти откровения. На канал пришло много новых читателей, которые не имели возможности прочесть старые публикации. Итак, поехали.
Квартира на Рубинштейна в доходном доме Баструевой
Раньше наши предки занимали весь этаж в доме на улице Рубинштейна 36. Дом состоял из двух зданий, наша квартира находилась в отдельном флигеле, во дворе.
Вероятнее всего это была длительная аренда. У квартиры было два входа — парадный и черный, где жила и спускалась прислуга.
После революции из одной квартиры сделают две. Смежные комнаты закроют дверьми, поселив в них разные семьи. Так из огромной квартиры получится коммуналка. Для наглядности можно вспомнить фильм "Собачье сердце" про уплотнение.
Вы один живёте в семи комнатах, профессор!
Мои бабушка и мама родятся уже в коммунальной квартире, но всё будет напоминать о том, что раньше это была одна большая квартира. Колоссальная слышимость в комнатах, ведь они практически все были смежные, отсутствие ванной комнаты в квартире напротив, потому что она находилась в нашей квартире.
Лестница в парадной очень красивая, лифта нет, лестничные проемы огромные, перекрытия деревянные, как в большинстве домов старого фонда.
Моя прабабушка Денисова Матрёна Петровна выйдет замуж за Федора (моего прадеда) и у них 1925 родится дочь Галина (моя бабушка).
Прадед Федор будет постоянно находится на военной службе и мою бабушку Галю прабабушке Моте будет помогать растить сестра Александра.
На этаж выше будет жить соседка и подруга прабабушки Лидия Александровна, которая и обучит её швейному ремеслу. Они начнут шить шубы, шапки и в клиентах у них будут очень влиятельные люди.
Блокада Ленинграда
На начало войны бабушке Гале будет всего 16 лет. Прадед Федор начнет защищать город от вторжения немцев, сбивая самолёты врага.
Начнется самое страшное время —блокада Ленинграда. Бабушка не любила про него рассказывать, уж слишком тяжело давались ей эти воспоминания. Военная часть прадеда будет распологаться недалеко от города и прадед сможет свой паёк периодически передавать семье.
Всё остальное время будет ежедневная борьба с голодом и холодом. Отапливаться квартира будет печкой, которая находилась в квартире с действующим дымоходом. Позже появятся буржуйки, но вопрос оставался открытым " Чем топить?" Сначала были дрова, которые привозили во двор, но потом пошли в ход книги, паркет, старая мебель из разрушенных домов. Воду брали из проруби в Фонтанке. Канализация не работала, света не было. Кровь стынет в жилах от ужаса. Где брали люди силы? Не поверите — спасало искусство. Мои бабушки ходили в театр музыкальной комедии, который работал все 900 дней блокады, а после залезали на крышу дома и тушили вражеские зажигалки.
В войну моя бабушка Галя ещё не знала дедушку Колю. Дедушка оперировал в госпитале, закончив Военмед. Под Чехословакией он получил ранение в голень, дослужился до подполковника, разъезжая по военным гарнизонам вместе с бабушкой. Это к вопросу болезных, что добился мой дед, работая в отставке в мед.пункте Михайловского театра.
Прадед Федор тоже попал в госпиталль с ранением.
Бабушка Галина закончит факультет иностранных языков, станет преподавателем английского языка и после войны они с дедушкой уедут в Китай, куда его распределят, как военного врача. Там они и сыграют свадьбу.
Высокие отношения в интеллигентной семье
А вот у прадеда Федора с прабабушкой Мотей получился совсем другая история.
В конце войны он найдет себе женщину Екатерину, которая будет младше прабабушки Моти на 20 лет, практически ровесницей бабушки Гали. Она родит Фёдору дочь Нину, которая станет единокровной сестрой бабушки Гале.
После окончания войны у Федора и Екатерины встанет вопрос жилья. На руках будет трёхлетняя Нина и моя прабабушка Мотя возьмёт к себе жить на Рубинштейна маленькую Нину.
Только вчера с Андреем снова поднимали эту тему.
Представь на минуточку, ты нашел другую женщину, она тебе родила ребенка и ты привел его ко мне жить.
И ладно просто жить — тетя Катя, Галя и Мотя будут дружить долгие годы, став близкими и родными людьми.
Из воспоминаний бабушки Нины.
Я очень любила вашу огромную квартиру на Рубинштейна. Она мне напоминала музей. У нее был абсолютно свой неповторимый запах. Запах кулис и начищенного паркета. У бабушки Моти было много всяких шкатулочек, которые я любила рассматривать. Там лежал бисер разных размеров, ведь твоя прабабушка занималась рукоделием.
Позже Фёдору и Екатерине дадут комнату на Тульской улице.
Когда появлюсь на свет я, то буду часто приезжать в Тарховку, где Нина и тетя Катя снимали дачу. Называть Нину бабушкой я не буду, по её же просьбе.
Я слишком молода для бабушки, называй меня просто тетя Нина.
Тетей Ниной её называет и Аленка, с которой они до сих пор общаются. Именно тетя Нина обратится к своему другу Алексею Баиндурашвили (ныне директору Турнера) чтобы он провел ей две операции по пересадке кожи, когда Алена перевернет в 1.5 года на себя чайник с кипятком, но это уже другая история.
Рождение моей мамы
В 1952 году у Галины и Николая родится моя мама.
У мамы будет замечательные игрушки, а воспитывать в школьные годы маму будет именно прабабушка Мотя, потому что дедушка с бабушкой уедут в Смоленск в военный городок. Мама будет учится в 213 школе, которая в то время находилась в центре. О судьбе нашей квартиры и её жителей я расскажу в следующей статье.