В начале 2000-х «Бандитский Петербург» был одним из самых популярных сериалов, посвящённых лихим 90-м. Он стоял у истоков жанра и был первым подобным сериалом, удостоившимся статуса культового.
В отличие от «Бригады», он не обвинялся в романтизации бандитизма; наоборот, посмотрев на судьбу главных героев первых двух сезонов, о которых пойдёт речь в статье, сразу понимаешь цену и обратную сторону той самой «красивой жизни». Сериал является экранизацией книг Андрея Константинова.
В этой статье мы рассмотрим первые два сезона и книги, по которым они были сняты: «Барон» и «Адвокат». Вы узнаете, как создавался один из культовых сериалов начала 00-х.
От статей в газете до сериала на ТВ
Изначально «Бандитским Петербургом» назывался цикл статей репортёра Андрея Баконина, специализировавшегося на криминальной тематике. Он родился и работал журналистом в Санкт-Петербурге. Помимо журналистских расследований, Андрей также писал криминальные романы под псевдонимом Константинов.
Режиссёром первых двух частей «Барон» и «Адвокат» стал Владимир Бортко, который выкупил права на экранизацию у Валерия Огородникова, который первым проявил интерес к романам Константинова. Андрей написал сценарий для Огородникова, а затем с новым режиссёром Бортко доработал материал, добавив некоторые элементы из других своих романов.
Главного героя списали с самого Константинова
Прототипом главного героя первой части Андрея Обнорского был сам Константинов. В связи с этим писатель предложил Бортко взять на эту роль Александра Домогарова, однако у режиссёра были свои взгляды на исполнителя роли Обнорского. Бортко хотел пригласить Дмитрия Нагиева на роль журналиста, но после долгих споров с Константиновым уступил и взял на эту роль Домогарова при условии, что роль Екатерины Званцевой исполнит Ольга Дроздова, чью кандидатуру забраковал писатель.
Сразу после выхода первой части разразился скандал
Не обошлось без скандала вокруг первой части. По сюжету первой части «Барон» рассказывает Серегину, что в Эрмитаже половина подлинников продаётся за границу, и ему самому предлагали купить пару картин из запасников.
Такой сюжетный ход не оценил директор Эрмитажа, который посчитал, что сериал порочит честь всемирно известного музея.
Однако история, которая легла в основу сценария, была частично взята из жизни. Летом 1985 года один из посетителей музея облил кислотой картину Рембрандта «Данаю», реставрация которой растянулась на долгие 12 лет. В сериале же упоминается картина «Эгина» того же художника, однако в жизни её не существует.
Герои сериала и их реальные прототипы
Вор в законе Юрий Александрович, по кличке Барон, был списан с реального человека по кличке Горбатый. Как и его вариант из сериала, он был искусствоведом и в основном воровал антиквариат.
Кирилл Лавров блестяще справился со своей ролью. Изначально её предлагали другому актёру, Олегу Ефремову, но тот отказался.
Говоров Виктор Павлович, известный в бандитском Петербурге под прозвищем «Антибиотик», также был списан с реального человека, однако Андрей Константинов отказался уточнить, с кого именно был списан этот вор в законе.
Лев Борисов, которому досталась роль Антибиотика, получил её не проходя никаких проб, а сразу по предложению режиссёра. Его персонаж — один из самых ярких в сериале, а его фразы цитируют по сей день.
Владимир Бортко также принял участие в съёмках второй части и как актёр. Зрители могли видеть режиссёра в роли Семёна Андреевича Бородатого, известного в криминальных кругах как Хоттабыч.
В массовке сериала снимались представители самых разных профессий
В съёмках принимали участие люди самых разнообразных профессий и представители криминала тех лет. У Константинова было много знакомых в соответствующих кругах, которые соглашались поучаствовать в массовке или проконсультировать режиссёра и актёров.
По воспоминаниям Ольги Дроздовой, ей было страшно сниматься в сцене драки между её персонажем и сокамерницей в «Крестах». На роль последней пригласили женщину с криминальным прошлым, однако она не явилась на съёмки, поэтому актрисе пришлось снимать сцену с одной из ассистенток съёмочной площадки.
На создание сериала не тратили больших денег
Сериал снимали на дешёвую видеоплёнку, это было связано с ограниченным бюджетом, и часто сцены снимались с первого дубля. Да, и сами актёры, хоть и были профессионалами, снимались в основном за очень скромные даже для начала 00-х гонорары. Дмитрий Певцов за главную роль "Черного адвоката" получал 300 долларов за съёмочный день, и это был самый большой заработок среди актёров, участвовавших в сериале.
Музыкальное сопровождение к сериалу написал Игорь Корнелюк. «Город, которого нет», ставшая главной темой второй части, после выхода сериала стала хитом, и её можно было услышать из многих колонок того времени.
Спад рейтингов после ухода Владимира Бортко
После завершения работы над второй частью Владимир Бортко покинул проект, и к съёмкам последующих частей не имел отношения. Он занялся экранизацией «Мастера и Маргариты». Как отметили критики и зрители, после его ухода качество «Краха Антибиотика» и последующих частей заметно снизилось.
Андрей Константинов также был недоволен качеством последующих частей и убрал из финальных титров своё имя.