Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Город в одном регионе, аэропорт в другом. Чем ещё необычна воздушная гавань Магнитогорска?

Вот так Магнитогорск выглядит с самолёта, и на переднем плане белое - Башкирия, а серое - Челябинская область. На границу регионов выходят мелко разлинованные "сады", как тут называют пригородные дачи. Среди них петляют Кремневый ручей и железная дорога, станцию которой можно разглядеть поодаль. Она пришла в город в 1929 году из степи, от станции Карталы, а видимый отсюда участок на Белорецк и Уфу пущен в 1959-м: Там дальше ещё одна граница - на этот раз Европы и Азии. Её, вопреки всем нормам геологии, вынесли из сплетений башкирских хребтов на реку Урал, которую в России, в отличие от Казахстана, и Яиком по старинке не назвать. В естественном русле он здесь узок, так что местами его переходили раньше вброд, а простор замёрзшей и заснеженной воды - столь типичный для индустриального Урала заводской пруд. Только не в 18 веке залитый, а в 1930-х годах, в эпоху Магнитстроя. Пруд изрезан дамбами, одна из которых держит незамерзающий водоём охлаждения для тёплых вод с комбината. Поперёк же

Вот так Магнитогорск выглядит с самолёта, и на переднем плане белое - Башкирия, а серое - Челябинская область. На границу регионов выходят мелко разлинованные "сады", как тут называют пригородные дачи. Среди них петляют Кремневый ручей и железная дорога, станцию которой можно разглядеть поодаль. Она пришла в город в 1929 году из степи, от станции Карталы, а видимый отсюда участок на Белорецк и Уфу пущен в 1959-м:

Там дальше ещё одна граница - на этот раз Европы и Азии. Её, вопреки всем нормам геологии, вынесли из сплетений башкирских хребтов на реку Урал, которую в России, в отличие от Казахстана, и Яиком по старинке не назвать. В естественном русле он здесь узок, так что местами его переходили раньше вброд, а простор замёрзшей и заснеженной воды - столь типичный для индустриального Урала заводской пруд.

Только не в 18 веке залитый, а в 1930-х годах, в эпоху Магнитстроя. Пруд изрезан дамбами, одна из которых держит незамерзающий водоём охлаждения для тёплых вод с комбината. Поперёк же пересекают его "не мосты, а переходы", как из раза в раз местные поправляют приезжих. Тут в кадре самый южный переход, рядом Вознесенский собор, а дома близ него закрывают "Арену Металлург" и гостиницу "Форум", с которыми был связан наш маршрут. Ещё ближе, пока без деревьев, но с мостиками и горнолыжками - парк "Притяженик", создаваемый для горажан из средств главного на комбинате Виктора Рашникова... в общем, в этом кадре - буквально вся третья часть.

-2

А левее высится Магнитная гора (616м), и сам Магнитогорский металлургический комбинат под ней испускает тучи белого пара. Отрезанная Уралом от Урала (вот за что я не люблю название этой реки!), она проявляла странные свойства издавна: тут и компасы барахлили, и липли к земле подковы коней, а народ слагали легенды о примагнитившихся к горе татаро-монголах. Всё дело было в чрезвычайно богатой (65%) и концентрированной железной руде, добыча которой под прикрытием основанной в 1743-м году Магнитной крепости началась уже в 1752-м.

Но завод здесь построить тогда было нельзя из-за дефицита воды для плотин и леса для топлива, а потому полгода руду копали, а полгода - везли добытое санями на заводы Твердышёва и Мясникова, двух Иванов из Симбирска - ныне это, например, Катав-Ивановск или Усть-Катав. Но затем Урал проспал промышленную революцию, и всерьёз за его возрождение взялись лишь при Советах.

Магнитогорский металлургический комбинат был построен, при участии американских, немецких и английских специалистов, в 1929-32 годах, а в 1931 и палаточный лагерь у его подножья стал городом. К началу Великой Отечественной здесь уже производилось около 10% чугуна, стали и проката в СССР, а война с эвакуацией предприятий и героическими стройками (руками женщин и подростков) в этому глубоком тылу окончательно сделала ММК крупнейшим металлургическим комбинатом в Советском Союзе. Да и в мире, как я понимаю - вплоть до тех лет, когда стремительная индустриализация пришла в Китай.

С самолёта как на ладони (справа налево) 4 исторических аглофабрики (пучок труб на склоне), новейшая 5-я аглофабрика (2019) с 2 трубами за горой, чёрный доменный цех, две трубы опять же новейшей Коксовой батареи №12 (2024), чуть правее которой исторгают самую большую тучу пара старые коксовые батареи, а чуть пониже - электростанция. Но заметнее всех - протянувшийся на пару километров яркий Листопрокатный цех №11 (2011) - всё это, кроме аглофабрик, мне предстояло увидеть вблизи.

-3

Точнее, к тому времени я всё это уже увидел: из Москвы в Магнитогорск мы прилетели глубокой ночью, а вот обратно отправлялись днём. Лётное поле, как будто, упирается прямо в Уральские горы:

-4

Тихий аэропорт, из которого регулярные рейсы, кажется, есть лишь в Москву, начинался в 1930-х, а в нынешнем виде построен в 1971-м:

-5

С тех пор в нём обновили интерьеры:

-6

Но - не более того. В зоне вылета, сквозь которую ведут единственные пункт досмотра и гейт, не найти еды и питья даже за дорого - точек с ними там просто нет. Зона прилёта же сразу впечатлила нашу команду вот таким способом выгрузки багажа на транспортёр:

И всё это - с налётом "мама, мы в Башкирии": аэропорт Магнитогорска, хотя подчиняется городу, находится за 15 километров от него в другом регионе, и даже село, стоящее на пол-дороги, красноречиво зовётся Красная Башкирия.