Найти в Дзене
MuzaNewz

Влияние ИИ на музыку в 2025 году: лицензирование, творчество и выживание индустрии

Оглавление

Музыкальная индустрия вступает в критическую фазу, когда технологии могут либо повысить её ценность, либо разрушить её основы. Деструктивные последствия ИИ в сочетании с инерцией отрасли уже подготовили почву для сейсмических сдвигов в ближайшие месяцы. Индустрия сталкивается с технологическим кризисом, поскольку модели ИИ становятся всё более сложными, а политический ландшафт меняется таким образом, что может либо защитить авторов, либо ещё больше подорвать их средства к существованию. Вопрос уже не в том, «разрушит» ли ИИ музыкальную индустрию, а в том, «какой ущерб он нанесёт и сможем ли мы его сдержать?» Вот что ждет нас впереди и что должно измениться.

Расцвет ИИ Как похитителя авторских прав

Генеративные модели искусственного интеллекта теперь создают песни, неотличимые от человеческих композиций. Эти модели обучаются на обширных нелицензионных наборах данных, взятых из Интернета и музыкальных платформ. Эта практика предположительно нарушает авторские права миллионов художников, однако ответственность остается неясной. Суды только начинают разбираться с последствиями произведений, созданных искусственным интеллектом, что делает создателей уязвимыми. Существующие законы об авторском праве плохо приспособлены для разрешения споров о праве собственности, когда машины сочиняют песни, используя фрагменты тысяч существующих произведений.

Экономические последствия этого правового пробела огромны. Такие платформы, как Spotify, всё чаще используют музыку, созданную искусственным интеллектом, чтобы сократить расходы, что ещё больше сокращает доходы исполнителей-людей. Зачем лицензировать дорогостоящий каталог, если ИИ может бесплатно создать что-то «достаточно хорошее»?

В настоящее время Великобритания находится в авангарде реформы авторского права в сфере ИИ. Политики обсуждают, стоит ли разрешить моделям ИИ обучаться на творческих работах без лицензирования. Это встревожило группы по защите прав художников, которые опасаются, что такая политика может создать опасный глобальный прецедент. Если Великобритания примет эти меры, за ней могут последовать ЕС, США и другие регионы, что откроет шлюзы для нелицензированных инструментов генеративного ИИ. Художники должны действовать уже сейчас, чтобы оказать давление на законодателей и добиться более строгих правил, таких как модели добровольного лицензирования, которые ставят творческие права выше интересов технологической отрасли.

К середине 2025 года компании, занимающиеся искусственным интеллектом, смогут практически безнаказанно создавать музыку на основе нелицензированных наборов данных. Для артистов как никогда важно мобилизоваться и повлиять на эту политику.

Платформы Как Безмолвные Сторонники искусственного интеллекта

Такие платформы, как Spotify и YouTube, уже незаметно внедряют ИИ для создания плейлистов и рекомендаций по музыке. К 2025 году контент, созданный ИИ, заполонит эти платформы, часто выдавая себя за контент, созданный человеком. Такая практика подрывает доверие слушателей и обесценивает подлинное искусство. Стриминговые платформы могут сэкономить миллиарды, заменив лицензированную музыку альтернативами, созданными ИИ. Без обязательной прозрачности слушатели могут неосознанно потреблять полностью созданную машиной музыку, стирая границы между подлинным искусством и корпоративной эффективностью.

Прозрачность — ключевой фактор. Платформы должны быть обязаны раскрывать информацию о том, что контент создан искусственным интеллектом. В противном случае и художники, и зрители будут оставаться соучастниками системы, которая уничтожает творчество ради прибыли.

Революция в области передовых моделей искусственного интеллекта

Появление продвинутых моделей ИИ, менее затратных с точки зрения вычислений и требующих меньших объёмов данных, представляет ещё большую угрозу. К концу 2025 года даже небольшие стартапы и отдельные разработчики будут выпускать инструменты для создания музыки, которые составят конкуренцию профессиональным студиям. Такая доступность приведёт к тому, что платформы будут переполнены музыкой, созданной ИИ, что ещё больше маргинализирует создателей-людей. Из-за большого количества треков, созданных машинами, независимым артистам будет практически невозможно конкурировать, что вынудит платформы отдавать предпочтение контенту, созданному машинами, из соображений экономической эффективности, что усугубит неравенство и снизит узнаваемость настоящих артистов

Агенты искусственного Интеллекта И Смерть Музыканта

К 2025 году агенты на базе ИИ станут ключевыми игроками. Агент на базе ИИ — это управляемая программным обеспечением система, способная автономно выполнять сложные задачи, такие как написание, продюсирование и продвижение музыки, но их применение выходит далеко за эти рамки. Также ведутся дискуссии о том, что крупные лейблы экспериментируют с исполнителями, созданными ИИ, но их массовое внедрение остаётся гипотетическим. Если эти ИИ-сущности будут разработаны, они смогут работать без гонораров, творческой свободы или выходных, что потенциально создаст конкуренцию для артистов-людей. Это создаст невозможную конкуренцию для артистов-людей.

Будет ли поклонникам всё равно, что их любимый исполнитель — это алгоритм? Факты говорят о том, что многим будет всё равно — до тех пор, пока музыка находит отклик. Благодаря достижениям в области нейронного искусственного интеллекта машины вскоре смогут понимать и анализировать человеческие чувства, воссоздавая их в песнях с поразительной точностью. Это поднимает экзистенциальные вопросы о подлинности, уникальной роли человеческих эмоций в искусстве и о том, будет ли такая эмоциональная мимикрия находить отклик так же, как подлинное человеческое творчество.

Что можно сделать для защиты отрасли?

У музыкальной индустрии осталось меньше 12 месяцев на принятие решительных мер. Крайне важно выступать за глобальную реформу авторского права. Артисты должны настаивать на международных соглашениях, требующих явного согласия на использование наборов данных для обучения ИИ, и требовать прозрачности в отношении произведений, созданных ИИ. В лицензионных соглашениях должны быть чётко прописаны условия, включая авансовые платежи за использование наборов данных, отчисления за производные произведения и механизмы аудита для обеспечения соблюдения требований. Кроме того, крайне важно информировать поклонников о последствиях бесконтрольного использования ИИ в музыке. Потребители должны понимать, как их выбор влияет на креативную экономику и каковы риски обесценивания человеческого творчества. Создание коалиций между художниками, правозащитными организациями и политиками будет иметь решающее значение для того, чтобы требовать справедливого отношения и гарантировать выплату гонораров за любой контент, созданный ИИ на основе их работ. Такой подход не только защищает права художников, но и закладывает основу для действенной и устойчивой системы для создателей ИИ и платформ.

Хотя художники уже давно используют технологии в своём творческом процессе, использование ИИ в творчестве само по себе не защитит их от того, что платформы заменят их, а системы ИИ будут нарушать их авторские права. Необходимо сосредоточиться на надёжных системах лицензирования и механизмах правоприменения, которые защищают произведения искусства от несанкционированного использования и обеспечивают справедливую компенсацию. Кроме того, в кампаниях по просвещению фанатов следует подчёркивать риски, связанные с неконтролируемым распространением ИИ, которое подрывает креативную экономику.

Растущий Патентный ландшафт в области искусственного интеллекта

Быстрое развитие генеративного ИИ подтверждается количеством поданных патентных заявок. Согласно последнему отчёту ВОИС о патентном ландшафте в сфере генеративного ИИ, в период с 2014 по 2023 год было запатентовано более 54 000 изобретений, связанных с генеративным ИИ, причём 25% из них были поданы только в 2023 году. Значительную часть этих патентов (13 480 изобретений) составляют патенты на речь и музыку, что свидетельствует о том, насколько глубоко ИИ проникает в музыкальную сферу. Tencent лидирует в списке заявителей с более чем 2000 патентами, за ней следуют такие компании, как Baidu, IBM и Microsoft. Китай лидирует по количеству изобретений — 38 000, в то время как США отстают с более чем 6000.

Глобальная гонка за доминирование в сфере технологий искусственного интеллекта набирает обороты, и политические решения будут формировать эту среду. Новая администрация Трампа может привести к дерегулированию в технологических отраслях, ослабив защиту авторских прав и отдав приоритет инновациям перед правами авторов. Этот сценарий может подтолкнуть компании в США к принятию агрессивных стратегий внедрения ИИ, что повлияет на международные нормы. Если это дерегулирование не остановить, оно может ещё больше маргинализировать авторов и усугубить проблемы, связанные с музыкальным контентом, созданным с помощью ИИ. Как никогда важно выступать за более строгое лицензирование и прозрачные протоколы обучения ИИ.

Этот всплеск заявок на интеллектуальную собственность подчёркивает, насколько быстро развивается ИИ, особенно в сфере видео- и музыки. По мере того как генеративный ИИ меняет эти сферы, ставки для создателей как никогда высоки.

Призыв К действию

Время идёт. Следующие 12 месяцев определят, будет ли музыкальная индустрия процветать или рухнет под тяжестью ИИ. Наилучший сценарий: правительства объединяются, чтобы регулировать наборы данных для обучения ИИ, а платформы внедряют этичные методы, позволяя человеческому творчеству сосуществовать с инструментами ИИ. Артисты используют ИИ, чтобы усилить, а не заменить свой голос. Наихудший сценарий: возникает нерегулируемая, ориентированная на технологии среда, в которой ИИ доминирует в потоковой передаче, оставляя большинство артистов без дохода и признания. Подлинность становится нишевым товаром, доступным лишь немногим избранным. Без вмешательства 2025 год может стать началом конца для независимого искусства. Контент, созданный искусственным интеллектом, заполонит рынок, и большинство художников не смогут конкурировать ни за известность, ни за доход. Художники, фанаты и политики должны объединиться, чтобы создать устойчивое, этичное будущее, в котором технологии будут способствовать творчеству, а не уничтожать его. Борьба за душу музыки началась, и мы не можем позволить себе проиграть эту битву.

Virginie Berger

Источник: forbes.com

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить много интересного из мира музыки!