Найти в Дзене
Ментальное здоровье

3. Руководство по использованию obsidian работа с информацией, холст, заметки

Первая статья про обсидиан... Вторая статья про обсидиан... Изучая новую тему или начиная новый проект, лучше начинать с работы с холстом. Почему именно так? Ментальные карты — это отличный инструмент, который может помочь в разных ситуациях. Они могут быть полезны для: Мы будем работать с разными источниками, каждый источник будет содержать свою структуру, порядок повествования и свои акценты важности фактов. Нам же необходимо собрать всю доступную информацию, разобрать на факты, объединить эти факты в последовательности, структуры и ассоциации.
Информационно-речевая модель мира создает речевые центры по принципу ассоциаций, и если мы будем воспринимать информацию уже структурированной таким образом, нашему мозгу будет проще интегрировать эту информацию в информационно-речевую модель. Сначала создаем папку с проектом, в папке заметку с ссылками на каждый источник, с которым будем работать, добавляем туда новые источники по мере обнаружения. В этой же папке создаем новый холст нашего
Оглавление

Первая статья про обсидиан...

Вторая статья про обсидиан...

Работа с холстом или mind map

Изучая новую тему или начиная новый проект, лучше начинать с работы с холстом. Почему именно так?

Ментальные карты — это отличный инструмент, который может помочь в разных ситуациях. Они могут быть полезны для:

  • Запоминания новой информации. Ментальные карты помогают лучше понять и запомнить новую информацию. Они представляют информацию в виде блоков и картинок, что облегчает её восприятие.
  • Генерации идей. Ментальные карты стимулируют творческое мышление и помогают находить новые идеи.
  • Планирования. Ментальные карты помогают организовать работу над проектами и личными целями. Они помогают разбить большие задачи на более мелкие и конкретные шаги. Это помогает избежать стресса и прокрастинации.

Мы будем работать с разными источниками, каждый источник будет содержать свою структуру, порядок повествования и свои акценты важности фактов. Нам же необходимо собрать всю доступную информацию, разобрать на факты, объединить эти факты в последовательности, структуры и ассоциации.
Информационно-речевая модель мира создает речевые центры по принципу ассоциаций, и если мы будем воспринимать информацию уже структурированной таким образом, нашему мозгу будет проще интегрировать эту информацию в информационно-речевую модель.

Сначала создаем папку с проектом, в папке заметку с ссылками на каждый источник, с которым будем работать, добавляем туда новые источники по мере обнаружения.

Работа с разрозненными фактами

В этой же папке создаем новый холст нашего проекта, будь это конспект, план работы или аналитика. Читаем выбранные тексты, смотрим видео, общаемся с экспертами и записываем каждый факт, каждый тезис, каждую концепцию в карточки на холсте, пока у нас не закончатся источники.
Только активно читая и тщательно прорабатывая материал, мы можем отделить второстепенное от главного и выделить суть прочитанного. Только тогда мы сможем сравнить эту информацию, обнаружить связи и противоречия, что, в свою очередь, будет развивать наш когнитивный аппарат уже самой этой практикой.

Здесь, в этом визуальном пространстве, наш центральный исполнитель рабочей памяти, на этом расширенном внешнем зрительно-пространственном блокноте будет структурировать факты в удобные для мозга обобщения, последовательности и категории. Наш мозг, обнаруживая новые связи, новое понимание сути уже обнаруженных фактов, будет испытывать положительные эмоции, тем самым улучшая запоминание этих уже связанных в блоки фактов.

Карточки с текстом можно выделять связанными с их метафорическим смыслом образами, в виде картинок или даже смайликов. Когда вы таким образом создаете интеллект-карту на холсте, в работу включаются оба полушария нашего мозга: левое, отвечающее за логику и анализ фактов, и правое, которое связано с творчеством и воображением.
Этот процесс стимулирует нелинейное мышление и помогает находить неожиданные связи между идеями, что приводит к нестандартным решениям.

Обнаружение связей и структуры

Группируем карточки по тем обобщающим категориям, которые мы можем обнаружить.
Стараемся, чтобы в группе не было больше пяти объектов, в идеале три. Если получилось больше, то стараемся найти, как можно редуцировать еще в рамках большой группы. Конечно, сначала так получается не всегда, но не беда, работа с холстом может быть долгой, и с каждым подходом мозг видит всё больше взаимосвязей и категорий.
Структурировать можно по-разному: например, можно найти основную общую для всего идею и от основной идеи радиантно связать все факты.
Или, наоборот, разбить эти же все факты на множество самодостаточных обобщений.
Соединить факты в единую цепь последовательного развития от первичного к вторичному.
Для каждого варианта можно скопировать отдельный холст со всеми уже имеющимися разрозненными карточками и анализировать отдельно.

Обнаружение глобальных связей и глобальной структуры

Ищем, как можно обобщить получившиеся группы, пытаемся найти основные поверхностные понятия, с которых необходимо начинать. Ищем то, с чего мы хотели бы начать тему нашего конспекта, исследования или плана. Из них отдельно строим общую структуру, по которой будем раскладывать наши знания. Это та самая первичная «карта знаний», которая поможет нам лучше запоминать и структурировать те факты, которые мы уже имеем и которые добавятся позже. Эта структура не статична и по мере углубления нашего понимания взаимосвязей будет изменяться, расширяться, дробиться.

Работа с текстом, структурированным заголовками

Когда мы понимаем, что исчерпали доступные источники и уже не видим новых закономерностей и связей на холсте, создаем заметку и начинаем своими словами пересказывать информацию с холста согласно нашей первичной карте знаний.
Это важный этап понимания и запоминания.

  • Мы повторяем уже один раз записанные на карточках факты, а каждое повторение укрепляет запоминание и понимание.
  • Мы воспринимаем факты визуально уже как бы привязанными к метафорической карте местности на нашем холсте, что облегчает понимание структуры и связей. А еще, как мы помним, наша память самой эволюцией формировалась из системы навигации, то есть мы еще упрощаем и понимание, и запоминание.
    Описывая своими словами, мы пропускаем информацию через вторую систему рабочей памяти, артикуляционную петлю.
    Тем самым формируя внутренней речью тексты из визуального представления информации на холсте и артикулируя информацию в виде текста, еще лучше структурируем, осознаем смысл и структуру информации.
    Конспект строим из максимально коротких блоков по принципу многоуровневого вложения, от простого к сложному, от общего к частному.
    В каждом блоке должен быть короткий емкий список тезисов обсуждаемого в этом блоке, не забываем выделять смыслы картинками или смайликами.

В процессе мы будем видеть уже в структуре текста, что изначальное видение отношений между блоками может быть некорректно, и менять расположение блоков.
Суть в том, что когда мы более глубоко осознаем смысл информации или последовательности действий, в нашем мозге может возникнуть необходимость выделить одну часть информации перед другой, чтобы упростить понимание.
Условно, прежде чем описывать, где надо шкурить доску, хорошо бы объяснить, как шкурить доску. Частенько, выбирая информацию с холста, мы можем описывать информацию непоследовательно, ведь она, как правило, нам не знакома.

В процессе будут обнаруживаться новые источники, их мы или сразу интегрируем в текст, или откладываем как отдельные источники и добавляем в виде карточек на холст.

Повторение и запоминание

Когда мы описали все доступные актуальные карточки и исходники, у нас есть готовая база по этой теме, если нам нужно это запомнить, мы можем выделить ключевые понятия, которые будем использовать в работе, и заучить их с помощью приложения Anki — программы для облегчения запоминания слов, выражений и любой другой информации с помощью интервальных повторений, в Obsidian есть встроенные апплеты Anki.
Потом на основе этого конспекта мы можем писать статьи по этой теме или другой смежной теме, также проработанной и законспектированной.
По мере обнаружения новых данных основной конспект будет меняться, дополняться, и хорошо иногда раз в полгода свои конспекты перечитывать и переписывать согласно изменившемуся видению вопроса и новому пониманию реальной востребованности тех или иных блоков.

Чтобы запомнить и освоить материал максимально, лучше всего его преподавать, создать презентацию на эту тему и записать обучающее видео, на котором уже своими словами по презентации описать свой же конспект.
Если подходить к этому делу ответственно, то в процессе вы можете обнаружить множество новых интересных фактов, неочевидных до этого.
Это и вам пригодится в будущем, и позволит, что очень важно, буквально интегрировать часть своей информационно-речевой модели мира в мозг другого человека, а это уже прям волшебство.

Obsidian ведение проектов и предотвращение прокрастинации

Я очень ленивый человек, мне трудно и больно браться за большие сложные дела, особенно если это дело не на один день а на неделю, месяц, год. Я просто не буду этого делать, а лягу на пол и буду смотреть в потолок.
Оказалось что есть выход, я говорю себе давай дружочек мы потратим пару минут на то чтобы описать как мы будем это делать, и начинаю накидывать на холст сначала глобальные этапы процесса, потом более мелкие, и так дроблю до мельчайших действий буквально с ссылками на тексты документы, книжки, видео или контакты людей с которыми надо связаться.
Как оказалось это затягивает, и в итоге у меня появляется готовый, и понятный набор инструкций, с которыми мне значительно проще, взять и начать это делать.
Ментальные карты — это отличный способ составить чёткий план для проектов и организовать работу над личными целями. Они работают по принципу декомпозиции целей: разбивают все этапы работы на простые и понятные шаги с конкретными сроками. Это помогает избежать стресса и прокрастинации, когда не знаешь, с чего начать и что делать дальше.

Принципы декомпозиции

Формулируй задачи просто и понятно. Если в плане много уровней, можно забыть, что имелось в виду под той или иной пометкой. Даже маленькая задача, которая сформулирована расплывчато, может застопорить весь проект. Поэтому лучше избегать шифрованных записей, сокращений и общих фраз. Используй краткие, но ясные формулировки, раскрывающие суть задачи, лучше через глаголы.

Например, вместо «стоматолог» лучше написать «найти стоматолога, по рекомендации знакомых коллег врачей, и обязательно проверить отзывы, на всех доступных ресурсах».

Особенно это важно, если работаешь в команде, и невнятные задачи могут затормозить процесс.

Иерархичность. При декомпозиции всегда двигайся от сложного к простому. Если для реализации цели планируешь шаг, который сложнее, чем сама цель, что-то явно пошло не так.
Дедлайны. Указывай хотя бы приблизительные сроки для элементов плана, чтобы понимать, сколько времени тебе потребуется.
Визуальная простота. После декомпозиции у тебя должна получиться карта действий, которая раскладывает по полочкам путь к цели. Если «веток» и взаимосвязей получается слишком много и они переплетаются, можно запутаться. Помним что мы воспринимаем эти схемы рабочей памятью а ее объём ограничен.
Единый способ декомпозиции. Если каждую подцель «дробить» по-разному, в плане будет хаос. Не забываем что наш мозг хранит и воспроизводит из памяти информацию по принципу обобщений по типу, и многоуровневое вложенное обобщение в древовидную колонку.

Каждое утро я я открываю этот холст с планом проекта и в течении 10- 20 минут читаю эту схему, что то передвигаю, что то дописываю, и непроизвольно начинаю работу! Это оказывается настолько легко и интересно, что уже поработав несколько сессий, ближе к ночи мой мозг в состоянии приятной озадаченности продолжает думать и связывать все с чем я работал в течении дня. Эта карусель мыслей в голове говорит о том, что утром я увижу задачу по новому, более ясно и понятно.

Obsidian и дневник стрессовых стимулов и дофаминовых провокаций

Современный человек постоянно испытывает стресс, который проникает в его мысли. Эти мысли порождают негативные стимулы, значение и реальную важность которых во власти эмоций мы можем понимать неправильно. Эти стимулы преследуют нас повсюду, вмешиваясь в повседневные дела и мешая выполнять повседневные задачи, отравляя нашу жизнь.

Чтобы избежать этого, можно использовать различные психологические техники или вести стрессовый дневник от третьего лица.
Такой дневник помогает осознать причины тревожных мыслей и изменить своё поведение и шаблоны реагирования на сами стимулы, вызывающие у нас эти мысли.

Основная идея заключается в том, что, находясь в спокойном эмоциональном состоянии, мы можем трезво оценить причины тревожных мыслей и оценить их реальную значимость. Для этого нам необходимо выписывать, тревожные мысли, в какой ситуации они возникли, что было стимулом, и в каком состоянии мы в этот момент находились.
Как нам уже известно, понимание информации а уж тем более мыслительных и эмоциональных процессов лучше всего происходит через визуализацию и артикуляцию внутренней или внешней речью.

Тут Obsidian снова может нам помочь. Когда мы начинаем чувствовать давление стресса, мы можем вести дневник в формате заметки или выписывать тревожные мысли и ситуации, связанные с ними, на холст.

Это позволит анализировать свои мысли визуально, комментируя их, обнаруживая и фиксируя на холсте не очевидные связи, нашего состояния и причины мысли, или места где возникает мысль и эмоциональной окрашенности мысли.
Важно рационализировать стимулы, которые вызывают тревогу. Действительно ли эти стимулы имеют значение, существует ли проблема в реальности, может ли эта угроза затронуть именно нас? Могут ли эти стимулы привести к каким-то последствиям в будущем? Можем ли мы как-то оградить себя от этих ситуаций? Или, наоборот, нам необходимо рационализировать эти стимулы, чтобы они не вызывали у нас тревоги - либо признать их вне зоны нашего контроля и перестать париться, либо сделать что-то с этим стимулом, решить проблему, в конце концов, хотя бы запланировать решение проблемы.

Ведя дневник, полезно описывать события своей жизни от третьего лица, это позволяет выйти из обусловленности эмоциями, увидеть ситуацию более рационально и проявить когнитивную гибкость. Очень часто, анализируя свою жизнь так, будто это жизнь нашего хорошего знакомого, мы видим ситуацию совсем по-другому и можем сделать неожиданные, весьма полезные выводы.

К вопросу о формировании привычек

Чтобы выработать устойчивые привычки, необходимо определить их смысл и направить все свои усилия на его достижение. Для того чтобы изменения в наших привычках были долговременными, следует не только скорректировать свое окружение, чтобы оно не провоцировало нежелательное поведение, но и изменить представление о себе, изменить модель себя в своей информационно речевой модели.

Для того чтобы изменить представление о себе, или хотя бы это представление иметь, мы можем вести и периодически изучать свой дневник стрессовых мыслей и факторов, которые вызывают эти состояния. Также важно фиксировать дофаминовые «провокации», которые могут подталкивать нас к желаемому или не желаемому поведению.

На этом пока все. Что касается эксплуатации самой программы, на youtube и в телеграмм огромное количество обучающих роликов, нужно только ввести слово obsidian в поисковик.
Настоятельно советую о всяких дополнительных настойках и расширенных функциях спрашивать нейросетки вроде gemeni и chatgpt, они очень хорошо объясняют какие плагины вам подойдут, и как их настроить.
Я в основном использую разделение по темам с помощью разных папок, описываю все что можно холстами , и если что то в тексте связано с уже имеющимся в моей базе текстом, файлом, или книгой обязательно пищу внутреннюю ссылку на этот объект.
Всем сердцем желаю вам мой читатель скорее освоить эту систему, и понимание принципов вашего мышления и памяти описанных в этих текстах.

Больше статей о мышлении, стрессоустойчивости, осознанности и медитации на моем телеграмм канале https://t.me/mental_health_equanimity_mind