Русско-шведская война 1741-1743 годов
В конце второй части я так пафосно объявил о первой войне в жизни молодого Петра Румянцева, что сейчас даже неловко. Дело в том, что мы в принципе ничего не знаем об участии поручика Румянцева в боевых действиях.
Война и так не отличалась большой активностью. А тут какой-то поручик. И тем не менее война имела очень большое значение в карьере Румянцева.
Самое знатное сражение войны – взятие Вильманстранда 23 августа (3 сентября) 1741 года войсками фельдмаршала Ласси. Где в это время был поручик Воронежского полка? Бог весть.
Это позже Румянцев появляется под Гельсингфорсом при фельдмаршале Ласси. Тот в августе 1742 года провел прекрасную операцию на окружение шведских сил и принудил их к капитуляции. По итогам операции Петр Румянцев получил чин капитана. Вполне возможно, что отличился.
А может быть и другое. В ноябре 1741 года на престол взошла императрица Елизавета. При Анне Иоанновне карьера Румянцева-старшего шла неровно, то вверх, то вниз. Елизавета же благоволила адъютанту своего батюшки. Вполне возможно, она его хорошо знала еще в свои детские годы. Другие же утверждают, что императрица знала о том, что Петруша Румянцев ее брат по отцу.
Бог их знает, а только на мирную конференцию с шведами Елизавета послала именно Александра Ивановича Румянцева. А тот взял с собой сына. Его-то и послал отец к императрице с известием о подписании документа.
На радостях Елизавета пожаловала капитана Румянцева сразу полковником. Минуя чины секунд-майора, премьер-майора и подполковника. А было тогда Петруше всего-то 18 лет.
Полковник-повеса
Вместе с чином пришло и настоящее воинское назначение – командиром Воронежского полка. Командир оказался репутации сомнительной. Он еще не угомонился и продолжил свои похождения по кабакам и бабам.
Едва ли не все приводят историю с поркой полковника отцом. Только никто не может сказать точно, когда она произошла. И более того, произошла ли вообще. Не анекдот ли то исторический?
Совершенно точно отец укорял сына, наставлял на путь истинный. Об этом сохранились письменные свидетельства. Например, письмо Румянцева-старшего (1747):
«…приносит на вас жалобу; первое, как вы едущую на дороге жену его обидели, и потом, после пробития зори, с солдатами, вломясь в дом, непотребные поступки делали… Рассуди, пристойно ли человеку, имеющему знатный чин, такие шалости делать, не храня как родительскую, так и свою честь!.. Знай же, я уже в ваши дела вступаться не буду: живи как хочешь, и хотя до каторги себя доведи, слово никому не вымолвлю, понеже довольно стыда от вас натерпелся…»
И что еще произошло точно, так это пожалование Румянцевым графского титула в 1744 году. Так и стал Петр Румянцев в 19 лет сиятельным графом Российской империи.
И всё-то в его жизни шло хорошо да быстро, гладко да удачно. Слухи о проказах юного полковника не преминули дойти до императрицы, и задумала она угомонить парня женитьбой. Сама выбрала невесту, дочь кабинет-министра Волынского, казненного при Анне Иоанновне в 1740 году.
А только наплевал полковник на милость государыни. Вот еще – жениться, чего удумали! И отказался от выгодной партии.
Женится – переменится
Наверняка в голове отца и матери имелись еще какие-то планы женитьбы непутевого сына. Только о них мне ничего неизвестно. В 1748 году Румянцев-младший пылко влюбился в княжну Екатерину Голицыну. До того влюбился, что давайте меня срочно женить.
Ну что ж, невеста дай Бог, знатная. Дочь покойного фельдмаршала Михаила Голицына. Мать ее из княжеского рода Куракиных. Партия достойная. Да, невеста не так юна, полугодом старше жениха, но это ничего, терпимо.
Женились. Забегая вперед, замечу, обычно говорят, что брак этот не был счастливым. Что ж, может, оно и так. Но троих сыновей супруги родили (1751, 1754 и 1755 годов рождения). А после жили врозь, общаясь только письмами. Не мешали друг другу, что при взаимном охлаждении не так уж и плохо.
Супруга скончалась в 1779 году. Петр Александрович больше не женился, хотя видит Бог, женщин у него всю жизнь было много. И может быть даже имелись намерения вторично жениться, но вот не вышло.
Что до «женится – переменится», то да, возникает ощущение, что в эти годы Румянцев начинается остепеняться. Если и связывается с женщинами, то более благопристойно, чем по кабакам или приставая по пьяни к чужим женам.
Впрочем, это остепенение может быть связано, например, с возрастом. Перебесился добрый молодец к 24 годам. А может быть повлияла на Румянцева смерть отца (1749 год). Всё-таки он стал главой семьи.
Служба
Сегодня, наверное, не скажешь, в какой момент юный полковник стал настоящим служакой, отцом-командиром. Это преображение произошло где-то на рубеже 1740-х и 1750-х годов.
С 1748 года он много служит на местах, в походах. Даже непонятно, как складывалась его семейная жизнь с молодой женой. В 1748 году полковник Румянцев принимает участие в походе князя Репнина на Рейн.
Имеются донесения командира Воронежского полка Румянцева фельдмаршалу Ласси в период с 1748 по 1750 годы. Писаны они в Прибалтике, где располагались части Ласси. По донесениям видно, что полковник Румянцев не только командует своим полком, но еще формирует несколько батальонов, став фактически командиром бригады.
По всей видимости, Ласси продолжал покровительствовать молодому офицеру, известному ему еще по Шведской войне. Может быть кое-что прощал ему – не могу знать наверняка. И румянцев пользовался покровительством.
И вот 19 апреля 1751 года Ласси скончался. И тут же появляется протокол Военной коллегии от 24 апреля 1751 года. В нем говорится, что по императорскому повелению коллегия удовлетворяет просьбу полковника Румянцева «для излечения показанных болезней» дать отпуск до 1 января 1752 года.
Что-то там определенно произошло. И Румянцев на время покинул армию.
Продолжение:
------
Все материалы рубрики "Фельдмаршалы России":