Дорогие мои, почтенные и любезные!
Позвольте мне поведать вам о создании одного из моих стихотворений, коим я весьма дорожил, — “Зимний вечер”. Вы, верно, недавно помните заметку, в коей я задавал вам вопрос о пропущенном слове во второй строке. Столь многие из вас угадали правильно: слово “снежные” отсутствовало. Рад видеть вашу внимательность и интерес.
Ныне поведаю немного о написании стихотворения. Год был 1824-й, когда я находился в ссылке в Михайловском, в родовое имение. Ах, как тягостны были сии дни! Меня окружала скука сельской жизни да надзор со стороны моего отца, Сергея Львовича, кой стал моим невольным “стражем”. Душа моя, влекомая жаждой свободы, не находила покоя в родном доме.
Однако осенью 1825 года семья моя уехала в Москву, и я остался в Михайловском практически в одиночестве. Единственной моей спутницей была няня моя, Арина Родионовна, дорогая сердцу и душе. Зимние вечера, наполненные бурей, звуками завывающего ветра и снежными вихрями, не позволяли мне скучать: я слушал рассказы няни, её песни да сказки, а душа моя искала приюта в строках поэтических.
Так и появился сей “Зимний вечер”, что вы ныне имеете счастье прочесть. В нём явственно ощутимы автобиографические мотивы: суровая погода, тревоги души, оторванной от светской жизни, и, конечно, образ верной няни, что всегда была рядом, готовая ободрить и утешить. Вихри завывали, словно дикие звери, стучали в окна, словно путник, опоздавший в ночи, — всё сие накладывало свой отпечаток на мою лирику.
Благодарю вас, друзья мои, за то, что храните интерес к моим строкам и умеете разглядеть малейшую деталь, что придаёт моему стихотворению особую прелесть.
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
#Пушкин
#Творчество
#Стихи
#ЖизньПушкина
#Русскаялитература
#Пушкинбиография
#Биографиявыдающихсялюдей