Многие слышали и видели елецкие кружева, сплетенные из натуральных нитей: хлопковых или льняных. Европейское искусство, завезенное в Российскую Империю вместе с гувернантками-иностранками.
А от них уже были обучены купеческие дочки, от которых это мастерство перешло к любимым горничным девкам. Так и стал Елец кружевным краем.
Снежные узоры, застывшие в отбеленных льняных нитях дорого стоили. За кружевное изделие отдавали столько золота, сколько весило кружево. И никто никогда эту цену не оспаривал.
В раннем детстве мама сшила мне летнее штапельное платье с отделкой из елецкого кружева. При своей заработной плате в 62 рубля в месяц (1967 год) она могла себе это позволить. Уже давно нет этого платья, осталась только память
Предыдущую часть читайте здесь:
До 2022 года в здании "Белэкспоцентра" в моём городе регулярно проходили региональные тематические выставки-продажи. В том числе здесь была представлена продукция елецких кружевниц.
Поэтому желание посетить кружевной край и увидеть рукотворные морозные узоры из льняных нитей оказалось решающим, и было реализовано в нашей с дочкой поездке в город Елец.
Сразу же скажу, что в фирменный магазин "Елецкие кружева" мы с дочкой не заходили. Причина - не хотели быть шокированы ценами.
Поэтому свой третий день пребывания в Ельце мы начали с посещения "Музея народных ремёсел и промыслов".
Музей расположился в здании бывшего приюта и яслей, основанных в 1900 году Варварой Васильевной Заусайловой. Об этом событии на фасаде дома была сделана надпись. Листайте галерею.
В зале музея на первом этаже стояла рождественская ёлка, украшенная ретро-игрушками. А подставка под ёлкой была застлана кружевной салфеткой. Обратите внимание на узор.
Но самая интересная экспозиция располагалась на втором этаже. Здесь были представлены работы современных мастеров в различных техниках: вышивка крестиком, вышивка лентами, бисероплетение.
Как живые стояли в вазах цветы: пионы и ирисы, - выполненные из бисера, автор О.А.Елфимова. Листайте галерею.
Вышитые лентами растительные композиции Барковой Галины Алексеевны вызывали искреннее восхищение и восторг. Мне даже в голову не могло прийти, что так можно было сделать. А результат - просто потрясающий. Листайте галерею.
Я очень долго рассматривала картину "У околицы" автора Мироновой Н.А. Сначала решила, что она нарисована.
Потом, присмотревшись, поняла, что картина вышита крестиком, при этом крестик имеет размер 1,5 х 1,5 мм. Просто шикарное исполнение и огромный труд.
Самое интересное, что мастерами представленных произведений были работники музея - хранители старинного искусства.
В частности, Баркова Галина Алексеевна, чьё мастерство вышивки лентами нас покорило, работает в кассе музея и продаёт билеты посетителям.
Я познакомилась с удивительным человеком - смотрителем зала с экспозицией "Елецкие кружева" Енаке Евдокией Сергеевной.
Её работы в техниках: вышивка бисером, плетение из бисера и кружевоплетение, - также были представлены в зале. Листайте галерею.
И конечно-же в экспозиции были представлены елецкие кружева: гардины, воротнички, салфетки, шарфики. Листайте галерею.
Меня заинтересовало: каким образом мастерицы создают кружевное полотно больших размеров?
Евдокия Сергеевна пояснила, что большое полотно плетут по частям несколько кружевниц. При этом необходимо, чтобы плотность плетения у всех мастериц была одинаковая.
Впоследствии куски готового кружева сшивают, да так искусно, что неподготовленному человеку шов увидеть просто невозможно.
В частности, круглая кружевная скатерть с самого первого фото в статье, была сплетена из четырёх отдельных частей.
Евдокия Сергеевна показала нам, как создаётся кружевное полотно путём сплетения нитей на коклюшках по сколку рисунка, закрепленному на подушке.
Подушка устанавливается на специальной подставке. А сколки рисунка являются профессиональной тайной мастериц.
Смотрите видео здесь:
У коклюшек, изготовленных из разных пород дерева, при работе совершенно разное звучание. Самыми звонкими являются кленовые коклюшки.
Евдокия Сергеевна сказала, что приобрела для себя можжевеловые коклюшки, а они оказались не такими звонкими и плести стало неинтересно.
Подушка для кружевоплетения не простая. Такие подушки туго набивают высушенной специальным способом соломой. Булавка, воткнутая в такую подушку, должна "мёртво" стоять и не двигаться.
Кружевоплетение требует хорошего освещения, поэтому кружевницы предпочитают работать, по возможности, при дневном свете.
На выходе из зала мы бросили прощальный взгляд на скульптуру кружевницы за работой.
Мы попрощались с Евдокией Сергеевной, поблагодарили её за интересную беседу и покинули музей. Нам навстречу по лестнице поднимались новые посетители.
Продолжение читайте здесь:
Спасибо, что дочитали до конца. Понравилась публикация? Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии. Скучно не будет. Меня радует обратная связь от моих читателей.