Найти в Дзене
Параллели истории

Разговор с Энгли Торвардсоном. Дружинником князя Святослава Игоревича

или Сфендослава Ингарссона, как именует его он сам.

- А я говорю, счастье отвернулось от него после того, как он встретился с императором ромеев Цимисхием. С той поры нам не было настоящей Удачи.

Энгли стукнул кулаком по колену и поправил на груди крест. Он был крещён.

- Ладно, задавай свои вопросы. Раз уж я обещал рассказать тебе про ту зимовку и смерть ярла Сфендослава, то так тому и быть. Я хоть и не был форингом, но знаю многое, если не всё.

Я решил начать с самого начала и спросил его, откуда он и как очутился в Киеве.

- Сам я с Аланда, как и остальные семеро парней, которые наслушавшись рассказов моего дядьки Олафа о беззаботной жизни в Гардах, перебрались к ярлу Сфендославу в Хольмгард. Мне тогда было пятнадцать. С той поры в живых остался только я, да Оле Снурриссон. Остальные лежат, кто в Самандаре, кто под Доростолом, а кто на днепровских порогах. В Киев мы пришли после того, как древляне, что обитают у берегов Свартхафа, убили конунга Ингваря. Это не те древляне, что прячутся в чащобах у малых притоков Днепра, покорённые Эльгой. Нет, те суровые воины, вооружённые ромейским железом, не уступающим нашему. Но, полагаю, тебя больше занимают события нашего последнего похода?

Я подтвердил, что это именно так. И был бы рад узнать всё до мельчайших подробностей. Энгли устроился поудобнее и продолжил.

В то время пришел в Киев сын ромейского тигнармена из Таврии, именем Калокир. Он привез письмо от императора и золото, много золота. А ещё он обещал взять его в десять раз больше в болгарах, если Сфендослав поможет императору наказать мятежников. Но это было не главным, Калокир тайно говорил о том, что хочет разделить со Сфендославом империю ромеев. Он рассказал, что в нём течёт кровь конунгов и сам он сядет в Миклагарде, а ярл возьмёт под свою руку Фракию и Болгарию и станет настоящим конунгом русов и болгар. Я узнал об этом, когда мы зимовали на Белобережье в последнюю зиму жизни ярла. Сфендослав был рад такому предложению, ведь в Киеве почти всем заправлял сын Одда Óлага, Свенельд и его люди, и Сфендославу было с ним тесно.

- Подожди, а почему Одда прозвали Незаконным?

-А как ты думаешь? - Энгли понизил голос - да потому, что он банкарт, хоть и старший сын. Хрёрекр зачал его от наложницы. Но слушай дальше. Сфендослав взял золото и обещал свою дружбу Калокиру. Потом мы брали города и прибрежные селения.

-2

В плен попал сам болгарский конунг Пётр. Казалось, что удача прочно сидела у нас в руках, но она ушла сквозь пальцы песком. Сначала под Киев пришли печенеги. Постой-ка, да ты и сам был тогда в городе и знаешь всё не хуже меня. Вернёмся к разговору о болгарах. После того, как Сфендославу пришлось уехать на помощь матери, они заперли в Переяславце хирд Ульфа. Но старый хёвдинг обхитрил этих боящихся воды бондов, решивших уже, что им досталась лёгкая добыча. Ульф ушел вниз по течению реки, захватив все лодки болгар, стоявшие у другого берега, и соединился со Сфендославом. Но это была одна из последних удач. Цимисхий вызвал из-за моря своего лучшего хёвдинга, Варду Склира и тот не дал нам взять ворота Миклигарда, Одрин. Потому что Цимисхий понял, что Сфендослав не остановится, пока не посадит Калокира на его место, или не сядет на него сам. А потом дела пошли всё хуже и хуже. Цимисхий взял Преслав, захватил сына конунга Петра, Бориса. Свенельд еле ушёл с горстью скутильсвейнов к Сфендославу, потеряв по дороге всё, что было взято с болгар. После Преслава император подступил к Доростолу и самое плохое, в битве под его стенами какой-то ромейский хольд по имени Анемас убил брата Свенельда, Икмора. Тогда Свенельд в ярости сказал Сфендославу, что уйдёт со своим хирдом, он не хочет менять свою жизнь на то, чтобы Калокир или Сфендослав стали конунгами в Миклагарде, Преславе или в любой деревне на берегу Дунава. Я стоял тогда на страже в доме, где жил ярл, и своими ушами слышал как Асмунд, его воспитатель и дядька, сказал Сфендославу, что придется выбирать между жизнями всех и волей одного. Сфендослав выбрал переговоры с Цимисхием.

- А почему ты всё время называешь его ярлом, ведь он сын конунга и, стало быть, конунг?

- Что с того? Свенельд тоже сын конунга. Да к тому же, многие в Киеве держат его сторону.

- Но Сфендослав законный сын Ингваря, а отца Свенельда называли Олаг-Незаконный. Так у кого больше прав называть себя конунгом?

- Э-э, парень, видать, ты ещё не многое видел в этой жизни. Посмотри на ромеев, не всегда нужно быть сыном конунга, чтобы стать им. И наоборот, можно быть хоть дважды отпрыском конунга, но закончить свою жизнь в каменном мешке. Но мы опять ушли в сторону, словно невнимательный кормчий. Того и гляди, как сядем на камни - Энгли негромко рассмеялся, почесал бороду и продолжил.

- Когда Сфендослав встретился с Цимисхием, тот забрал у него Удачу.

-3

Его Бог, а теперь это и мой Бог, помог ему - он погладил всё ещё сильными пальцами крест.

Ведь он был на своей земле, и его Бог был силён, гораздо могущественнее наших богов. А сейчас он стал ещё сильнее, поэтому я ношу его знак и слушаю рассказы о его подвигах и чудесах. И вот, когда Сфендослав говорил с императором ромеев, его человек, я не знаю имени, говорил со Свенельдом и его людьми. Он предлагал дружбу и многие дары. И, говорят, Свенельд не отказался принять их. Никто не знает, что обещал Цимисхий Свенельду, но то, что произошло в дальнейшем, говорит о многом.

На обратном пути Свенельд и Сфентослав не переставали ссориться, дело едва не дошло до поединка. Свенельд всё время упрекал Сфендослава в смерти Икмора и неудачном походе, когда имея многое, Сфендослав возжелал большего, и потерял всё. На стороне Сфендослава были почти все дренги. Не имея земли и будучи молодыми, они искали более славы, чем богатства. Большинству из них было достаточно того, что они увидели мир и на равных бились с конунгом ромеев. За Свенельдом стояли хольды и хускарлы. В устье Днепра мы встретили караван, идущий в Миклагард, и Свенельд говорил с одним из главных ромеев. После этого, Свенельд сказал Сфендославу, что его люди не хотят подниматься по реке и проходить через пороги в ледяной воде. Они пойдут степью, купив лошадей и повозки у местных, а деньги им ссудил Вукол, так звали того ромея. Сфендослав ответил на это, что некоторые, достигнув определенного возраста, становятся через чур чувствительны к холодной воде, если не сказать большего, но он не хочет, потому что они все же родственники и он видел Свенельда в деле. Так они и расстались. Свенельд благополучно довёл людей до дома. А нас у порогов ждали печенеги, пришлось вернуться, как бы молодые не мечтали о славе, это нельзя было бы назвать битвой. Стая волков всегда загрызёт годовалого тура, как бы храбро он не кидался на них. Никто не думал, что придется зимовать, и припасы кончились, когда ещё не наступила настоящая зима. Надежды на местных было мало, они, скорее, готовы были вступить с нами в схватку, чем делиться припасами. Еле еле дождались мы когда сойдёт лёд, и снова попытали счастья. Но, я уже говорил, Сфендослав выпустил Удачу. Печенеги по-прежнему сидели на порогах, ожидая богатой добычи. Мне, и нескольким другим, повезло, мы отбились и снова ушли вниз.

-4

В третий раз, продав многое, мы пошли домой берегом. И вот я жив и рассказываю тебе об этом. А Сфендослав оставил свою голову в руках печенежского ярла. Говорят, тот приказал сделать из неё чашу для вина. Когда я вернулся, я понял, что мои боги не хотят больше помогать мне. Тогда я пошел в церковь и попросил амулет Бога, крест. Теперь он всегда со мной. И все Боги этой земли, Отец и Сын, и Мать, и многие их друзья, и родичи следят за тем, чтобы я не сбился с прямого пути. Мне же нужно только почаще вспоминать о них и заносить время от времени в церковь немного серебра.

Энгли задумался, повесив голову. Я ждал.

Вот что парень - через некоторое время он внимательно посмотрел на меня - тебе сейчас примерно столько же сколько и мне, когда я перебрался в Хольмгард и попал в хирд Сфендослава. Если бы я знал свою судьбу наперёд, то связал бы её со Свенельдом. Не знаю почему, но я думаю, что в этом семействе боги более благосклонны к тому, кто был зачат на лавке, а не на семейном ложе. Послушай мой совет и отдай свой меч и свою жизнь Вальдемару. Я чувствую, Удача сопутствует ему...

З.Ы. В художественной форме попытался донести читающей публике некоторые мысли по поводу взаимоотношений и родственных связей исторических персонажей того времени.

Ссылка на другие статьи

Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться

Желающие могут посодействовать автору материально 😉

альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С